Уран-Батор
Сайт Эдуарда Безобразова

Железногорск

Главная arrow Публикации arrow Страна и Мир arrow Лженаука легче ложится в голову  
Monday, 22 July 2019
Меню
Главная
Антологии
Публикации
Город за неделю
Загадки нашего городка
Архив форума
Фотографии
Файлы
Сайт
Город Железногорск
Опрос
А если арестуют Кулеша он:
мошенник
жертва гебни
а кто это
чума на эти оба дома



результаты

Комментарии
  • Гори, страдание
    Дай Бог России побольше вот таких Татьян.С удовольствием вдумчивого гражданина смотрю данный канал,где всегда в ударе Ю.... >>>

  • Штирлиц в борделе
    Если б допефилы? это были. Их за год бы настигло правосудие! А так-ничего страшного. >>>

  • Грязные стансы
    Театр пукал? >>>

  • Штирлиц в борделе
    - И потянулась цепь беззаконий... >>>

  • Бот с вами
    Боты - это уже боян. Даже у Кулеша есть несколько ботов (по крайней мере, с одним кулешоботом разговаривал в соцсетях, н... >>>

  • Объявляется конкурс ворчалок!
    "Бульк - и тишина: Муму разглядывают Лягушки в пруду..." >>>

  • Пора знакомиться
    Э.Н.никак широкие массы общественности "проехала" мимо выступления Т.Давыденко? Меня удивляет другое-закрытость информац... >>>

RSS
Архив
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031       

Подпишитесь на обновления сайта!



Twitter Уранбатора




Google
Поиск по сайту

Лженаука легче ложится в голову Печатать E-mail
Saturday, 15 June 2019

Атеизм не отрицает бога, а спокойно изучает реальность.

«Лженаука проще ложится в голову»

Весной в Пермь с двумя лекциями о новейших данных антропологии о происхождении человека приезжал кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова Станислав Дробышевский.

В России его знают как научного редактора портала «Антропогенез. ру», автора научно-популярной книги «Достающее звено», а также участника множества археологических экспедиций. Мы поговорили с ним о проблемах популяризации науки в России, о том, что такое атеизм и наследуется ли интеллект.

С чём связана такая популярность лженаучных представлений в современном обществе и почему они постоянно воспроизводится?

— Лженаука проще ложится в голову. Для того чтобы понять научные концепции, надо иметь хоть какое-то образование и уметь критически мыслить, соотносить одно с другим и выстраивать какую-то логическую цепочку. Лженауке ничего этого не надо. Она может сама себе может противоречить сплошь и рядом — и нормально. Главное, чтобы оно было красиво, нравилось, ключевое — верю или не верю. И если у человека в голове уже есть какие-то предрассудки, то всегда найдётся такая лженаучная концепция, которая ему понравится. Пусть она будет нелогичная и не соотносится ни с какими фактами, но если хочется человеку происходить, например, от пингвина, то его обычно уже не переубедишь никак. А если это ещё касается религии, политики, половых различий, какого-то личного самоудовлетворения (я самый умный и талантливый, благодаря происхождению, расе и вере), то это находит моментальный отклик.

Кроме того, есть вариант лженауки, который просто приносит прибыль носителям, делающим на этом деньги. И они найдут способ задурить головы: гадать на кофейной гуще, как я сейчас делаю, по пальцам или по чему угодно. Это просто добывание бабла: народ просто зарабатывает. То есть все эти фрики делятся на психов, которые просто съехали с катушек; шарлатанов; просто заблуждающихся с какой-то идеей фикс; самый опасный вариант — съехавшие учёные, которые занимаются чем-то одним, но при этом гонятся в совершенно иную область. Классика жанра — Фоменко. Он математик, причём, говорят, даже нормальный математик, но в истории его занесло куда-то не туда.

У научного сообщества есть какие-то реально действующие инструменты, чтобы противостоять этой волне? Знаю, что есть сайт Антропогенез.ruи ежегодный форум «Учёные против мифов». Насколько это всё действенно?

— Какой бы ни был у нас крутой сайт и форум, это очень маленький процент народа. Сейчас на сайте посещаемость 50 тыс. человек. На форум приходит одномоментно 1 тысяча человек, канал на YouTube смотрят, допустим, 100-200 тысяч, а в стране у нас живёт около 150 млн вместе с гастарбайтерами. Плюс мы вещаем на всю русскоязычную планету. Но это всё равно ничтожно маленький процент того, что мы покрываем. А у этих психов аудитория гораздо больше. Поэтому единственный путь — это повышать образование и продвигать это каким-то образом. И надо делать это разными путями. Сейчас мы снимаем мультик для детей, можно делать комиксы для совсем отсталых, демотиваторы, очень умные лекции, очень простенькие лекции, какие-то видюшки — масса вариантов. Чем больше такого будет, тем лучше, причём среди разных групп населения.

Я выступал на разных фрических каналах, включая ТВ3 и Рен-ТВ, выступал в тюрьме, в школах. Вопрос в том, что людей, которые реально готовы этим заниматься, очень мало. Из антропологов-популяризаторов я один, строго говоря. Ну и Бутовская ещё, но она больше занимается наукой, ей некогда. То же самое и в любой другой науке. Палентологов найдётся человека два-три, по крайней мере активных, археологов человек пять. Это, конечно, ни о чём. По-хорошему это должна быть какая-то ядрёная государственная программа, с выделением часов на телевидении, финансирования музеев, форумов и так далее. Государство сейчас пытается это делать, но очень кривенько. Вот сейчас, например, сформировалась комиссия по популяризации науки РАН. Меня даже туда включили, я побывал на этих заседаниях — это безнадёжно. Такими способами ничего у нас не сдвинется никогда. Главная проблема в том, что у тех, у кого есть возможности, нет понимания того, что это нужно и как это делать, а у тех, кто это делает реально, обычно нет больших возможностей.

Как мне говорил Алексей Сивухин, организатор АРХЭ, для того, чтобы нас много посещали, слушали и смотрели, нам нужна реклама, а для этого нужно много денег и чтобы много посещали. Получается замкнутый круг. Нас мало посещают, потому что нет рекламы, и нет рекламы, потому что нас мало посещают и нет денег на рекламу. Поэтому фактически все организаторы рано или поздно в это упираются. Но капля камень точит, и если посмотреть по стране, то во всех крупных городах популяризация науки есть. Всегда ещё нужно помнить, что эти вещи имеют отсроченный эффект. Сразу ничего не поменяется. Должно выдержаться поколение, которое сейчас ещё детсадовцы по сути. Если эти дети в течение 15 лет будут жить в окружении какой-то популяризации, среди них воспитаются популяризаторы и станут чиновниками, директорами музеев, библиотек и так далее, то они уже будут это продвигать на каком-то более фундаментальном уровне. Тогда и будет эффект. А пока я всем уже жалуюсь, что езжу каждую неделю куда-то по несколько раз, а набор на кафедру антропологии в этом году — одна студентка.

Если сравнить сегодняшние государственные меры и то, что было в СССР...

— СССР я уже застал только краем детства, но это не сопоставимо. Когда я был маленький, то очень много ходил в библиотеку и вся она была завалена маленькими популярными детскими книжечками, хорошо выдержанными, до сих пор у меня какие-то строчки и картинки в голове даже держатся. Я понимаю, что на том уровне это была реальная наука.

Сейчас этого нет?

— Оно есть, но, во-первых, это делается не целенаправленно: кто сделал, тот и сделал; а во-вторых, нет ни малейшей гарантии качества. Я, допустим, когда я своим детишкам покупал книжки про динозавров, то очень долго и старательно их выбирал. 90 % — это просто мусор. Непонятно, что пишут и по каким лекалам. Получается чаще всего дребедень. Даже не спасает то, что они переводные. Это ничего абсолютно не гарантирует. Так что какой-то государственной политики в этом деле у нас сейчас практически нет. А когда потуги возникают, то оно так преображается, то, насколько я знаю, фактически все организаторы этих мероприятий шарахаются от слов «провести лекцию в каком-то университете». Для этого надо сделать пропуск для посторонних 50 человек, которые придут на лекцию, а это такая сверхзадача, что проще с этим не связываться, проще снять какой-нибудь офис. У нас всё забюрократизированно настолько сильно, что на государственном уровне это настолько негибко, коряво и убого... У нас есть власти, министерства, комитеты по культуре, академики и прочее, но они не представляют, что это такое — популяризация. Они не посещали эти мероприятия, не читают популярные книжки, не смотрят популярные видео в «Ютубчике», они вообще не идут в ногу со временем. В лучшем случае они помнят, как были маленькими и в 1965 году что-то такое видели.

А в Советском Союзе это всё было достаточно централизовано. То же общество «Знание» занималось популяризацией. Оно есть и сейчас, туда вливаются большие деньги, оно даже отчитывается о чём-то, но кто-нибудь вообще слышал, что оно есть? Я даже слышал их отчёт на заседании Комиссии по популяризации науки. Они делают это очень пафосно. На вышестояших это производит впечатление, но я-то езжу везде, меня они никуда не приглашали. Один раз дали, правда, премию. И то мне кто-то во «ВКонтакте» прислал сообщение: «А знаешь, что общество „Знание“ проводит конкурс на лучшего популяризатора?» Там была простая процедура регистрации, но никто про это не знал. Я был одним из трёх человек, кто подал заявку, и, естественно, выиграл. Но всё это выразилось в том, что мне дали премию, я съездил к ним, подписал какую-то бумажку, они на меня даже не взглянули. Сидят какие-то тётки, заполняют какие-то бумажки и слева направо их перекладывают. В чём заключается деятельность общества «Знание»? А финансирование у них больше, чем у всех популяризаторов вместе взятых.

Это только российская проблема или на Западе аналогичная ситуация?

— Понятие Запад растяжимое. Про Европу знаю немного. У меня есть знакомая Валя Росина в Германии. Она говорила, что там ничего у них нет и она пыталась организовать что-то подобное в Германии среди русских, уехавших туда жить. А насколько у них есть такое своё, честно говоря, не очень знаю. На недавнем нашем сборище «Антропогенеза» в Питере, где мы запустили проект «Научная станция», была связь с Ненго, это кенийский антрополог, который сейчас живёт в США. Он сказал, что в Штатах ничего даже близкого нет похожего на нашу популяризацию. Я не уверен, что он знает, как у нас, потому что не был здесь, но тем не менее. Там есть популяризаторы, но они больше шоумены. Того же Тайсона, например, пытались пригласить к нам на форум, но его приглашение стоит 50 тыс. баксов. На этом идея закончилась. То есть у них это уже большой бизнес, а популяризации типа нашей, чтобы человек с улицы пришёл, такого, насколько я понимаю, нет.

Учёные, как правило, всегда атеисты, но атеизм бывает очень разный. На чем основан ваш атеизм?

— Атеизм — это реализм. Он базируется на том, что есть реальность и мы её изучаем. Неправильно определять атеизм как отрицание бога. Что его отрицать, если сначала надо ещё доказать его существование. То есть это не атеизм отрицает существование бога, такой атеизм его доказывает. Что ж, успехов им, пока их не видать, правда. Атеизму плевать на всех этих богов, он спокойно изучает реальность.

В 2004 году учёный Дин Хаммер опубликовал книгу «Ген Бога: как вера закреплена в наших генах». Существует ли этот «религиозный ген» на самом деле?

— «Ген религиозности» — это громко сказано, конечно. Склонность верить словам другого человека эволюционно выгодна, потому что когда древние люди ещё со времён австралопитеков, то есть даже не люди ещё, жили маленькими группками, фактически семьёй, у них не было никаких поводов не доверять своей семье. Поэтому доверие — это было такое жёсткое эволюционное преимущество: если я доверяю окружающим, они доверяют мне, мы сплочённая команда и всех победим. Отсюда корни религии и вырастают. То есть начинается какой-то «глюк», по Доккинзу — мем: перед тем, как пойти ловить бизонов, нужно стукнуться лбом о пальму три раза. Какой-то бородатый дед, съехавший с катушек, это придумал, но ни у кого нет защиты от этого мема и все ему верят, потому что раньше дед говорил: перед тем, как вытаскивать мёд из улья, надо его окурить дымом, и срабатывает. Кто-то не окурил дымом — его покусали. Дед — молодец, он прав, у него борода, авторитет. А если он сказал, что три раза об пальму лбом, то так и надо. Тут религия возникает моментально. А дальше уже — кто сколько мухоморов съест.

Разделяете трудовую теорию антропогенеза?

— Трудовая концепция Энгельса — это немножко XIX век. Она, конечно, неактуальна ни разу давно — в том смысле, как её понимал Энгельс. Он понимал её как переход от обезьяны к человеку, и у него была концепция очень простая: сначала была дикая обезьяна на дереве, потом она стала использовать камни и палки, и стала человеком. Сейчас мы понимаем, что процесс занял минимум 4 млн лет. Энгельс даже не знал, что Земля столько существовала, поэтому в чистом виде его концепция «не катит» никак. Но, с другой стороны, трудовая деятельность была необходима для возникновения рода хомо у австралопитеков, если австралопитеков считать обезьянами. С того момента, как они начали использовать орудия труда, у них произошли очень мощные изменения в строении кисти, челюстей, мозга, поведения. Вся наша культура — это орудийная деятельность. У Энгельса это была только гипотеза, но роль труда была, без сомнений. У нас всё на этом построено. Без орудий человек — не очень-то человек. Биологически-то да, генетика не меняется, а ментально и функционально неорудийный человек — это не человек. Поэтому, когда мы будем окружены мега-роботами, которые будут выполнять все трудовые операции за нас, мы перестанем быть людьми.

Александр Соколов в своей книге «Мифы об эволюции человека»опровергает концепцию «матриархата», который был распространён в древнем обществе. Разделяете такой взгляд?

— Матриархата не было никогда. Это гипотетическая концепция, придуманная с потолка в XIX веке. Никаких оснований для неё нет, На эту тему всем рекомендую читать Кабо, который расписал так, что дальше и некуда. Это специалист по Австралии и Океании, в своих книгах он по полочках разложил, откуда эта концепция взялась и почему она возникла. Было много пафоса, самомнения и стремление выдать желаемое за действительное — и получилась концепция матриархата. Эта концепция ни разу не верна и никакого матриархата в природе не существовало.

Мозг и интеллектуальные способности человека. Как повлияла мясная пища развитие человеческого мозга и всего остального?

— Суть здесь следующая. Австралопитеки примерно с 4 до 3 млн лет назад питались растительной пищей. В интервале от 3 до 2 млн лет назад народ стал больше питаться мясом. Это было связано с изменением климата, осущением, савванизацией. Стали есть больше мяса, а чтобы питаться мясом, надо быть более интеллектуальным: мясо — не трава, оно убегает, а каких-то клыков и когтей давно нет, потому что все предки растительноядные, надо делать орудия труда, чтобы это мясо добывать. Это тоже повод развить мозг. С другой стороны, мясо легче жевать, стало быть, изменяется челюстной жевательный аппарат (мышцы и связки уменьшаются) и появляется «техническая» возможность увеличения мозга. Если череп становится легче, мозги могут стать больше, масса головы сохранится. Причём мозг растёт в два раза быстрее, потому что плотность костей и челюстей мышц в два раза больше, чем плотность мозга. Есть потребность, и есть возможность.

К моменту от 2 до 1,5 млн лет наши предки перешагивают «мозговой» рубикон: размер мозга становится от 700 до 900 граммов. Это был такой редкостный момент, когда все наши «конкуренты» позагибались или ушли в какие-то «специализации». До этого, допустим, свиньи были крутые конкуренты, но они стали травоядными. Павианы нас вышибли из ниши собирателей — и мы проиграли эволюционную гонку. Гиен стало резко меньше — освободили нишу падальщиков. На какой-то небольшой момент в полмиллиона лет высвободилась нища мелких падальщиков и хищников. Её наши предки хомо и заняли. И действительно мясо повлияло на развитие жевательной системы и мозга. Кстати, орудия труда тогда и возникают — около 2 млн 600 тыс. лет назад. Самые древние орудия как раз использовались для резки мяса.

Каким образом возникает человеческое сознание?

— От первой нервной системы до трубчатой нервной системы, до зверообразных рептилий, потом первые приматы, древолазание, длинное детство, обучение, всеядность, спускание на землю, трудовая деятельность, а дальше внутригрупповая конкуренция. Грубо говоря, если в группе даже 20 человек, и из них один дебил, а другой гений, то в первобытных условиях у гения будет больше потомства. Если жизнь довольно суровая, то дебил просто умрёт. Это не город, где он может выжить. Отбор идёт на повышение интеллекта, и он шёл довольно бурно даже безотносительно климата, хищников, добычи. Просто потому что есть внутренняя конкуренция в популяции. Где-то примерно 400 тысяч лет назад возникают все ключевые моменты в виде огня, составных орудий, погребений, искусства. А 50 тысяч лет назад или чуть пораньше их от нас уже не отличить.

Так называемые скачки эволюции. Насколько они важны и как влияют на развитие видов?

— Эволюция идёт не потому, что она идёт, а потому, что меняются условия, соответственно, как меняются условия, так меняются и признаки, которые к этим условиям подгоняются. То есть вся эволюция — это подгонка сиюминутных возможностей под условия среды. Если условия среды меняются быстро и резко, то либо все умирают, что регулярно случалось, либо приспособятся. Поскольку условия тоже меняются по разным параметрам, и приспособиться можно неодинаково, то изменения бывают очень плавные и постепенные, а бывают довольно резкие. Ещё может быть так, что какие-то одни признаки меняются, а другие — нет. В эволюции приматов, например, в первую очередь менялись зубы, затем руки и ноги, а в последнюю — мозги. Поэтому мы можем видеть, что в это время конечности меняются, а мозги нет. Скачок тоже занимает какое-то время. Стандартное время для ядрёного изменения — это несколько миллионов лет, от 2 до 10. Это, допустим, происхождение черепах, млекопитающих, птерозавров, китов. Появление человека — то же самое. То есть ещё 10 млн лет назад — обезьяна на деревьях, сейчас — люди. Поэтому скачок — это не то, что у папы и мамы обезьяны родился ребёнок homo, а каждый раз ребёнок как родитель, но чуть-чуть другой.

Учёные часто спорят о наследственности каких-то человеческих способностей. Например, одни утверждают, что умственные способности передаются от родителей, другие говорят об исключительном влиянии окружающей среды. Наследуется ли интеллект?

— Потенциальная предрасположенность наследуется, а конкретная реализация сильно зависит от условий. У нас врождённых форм поведения практически нет, поэтому если человек генетически имеет 3 кг мозгов (такого не бывает, но допустим) и у него отстроена вся биохимия и сердечно-сосудистая система, но при этом он живёт в сыром подвале, прикованный к стене цепями, то он не будет интеллектуалом никак. А если он имеет так себе потенциальные возможности, но его учат лучшие преподаватели, у него есть все учебники, пособия, фильмы и обращённая среда, он будет умнее среднего, потому что над ним старались.

Предрасположенность зависит от миллиона условий, вплоть до болезней в детстве и сколько солнышка светило ребёнку. Например, от того, сколько ребёнок ручками в детстве что-то трогает, зависит, как рано он начнёт говорить. В генах это никак особо «не прописано». Но интеллект тоже может по-разному проявляться. Если он будет хуже говорить, это не значит, что он будет хуже считать. Если он будет отлично считать, это не значит, что он отлично рисует. Я, например, считаю так себе и по математике у меня в дипломе тройка стоит. И что? Я всю жизнь занимаюсь статистикой, потому что антропология — это статистика. Но для этого есть компьютер, который всё считает. Я антрополог, у меня по этому предмету «пять», хотя в математике тупой.

Правда ли, что медуза бессмертна? И есть ли вообще бессмертные существа на Земле?

— Смотря какая, они разные бывают. Есть гидромедузы, например. Вообще бессмертных существ полно. В принципе, все живые существа бессмертны на самом деле, только некоторые бессмертны в индивидуальном плане, а кто-то нет. Если взять какую-нибудь одноклеточную тварь — амёбу, например, то она делится пополам, и это не смерть. Поэтому амёба — это тот же самый индивид, который был в докемибрии где-то 4 млрд лет назад. И каждый из нас по сути то же самое. Мы все сделаны из одной клетки — зиготы, которая слилась из двух клеток, а те — производные от ещё каких-то клеток. В принципе, у нас есть смертные части: 99 % организма смертные, а есть бессмертные клетки — половые. Они имеют шанс быть бессмертными, если есть потомство. В этом смысле наше бессмертие в детишках. Поэтому если эти клетки с ДНК «переехали» в следующее поколение, они бессмертны. Это те же самые клетки. У них появляются какие-то свои свойства и на этом вся эволюция по сути и строится. Строго говоря, поэтому все потенциально бессмертны.

zvzda.ru.

 
Рассказать про это друзьям в:

Добавить комментарий

Внимание!
Перед публикацией комментарий проходит проверку.
В комментарии к материалу разрешено выражать свое отношение к тексту или событию в пристойной форме. В случае появления ненормативной лексики, перерастания комментирования в оскорбления и т.д., комментарии будет удаляться.
Если вы заметили сообщение с нарушением, нажмите возле него на кнопку с зеленым гоблином.
Давайте не будем сами себе злобными Буртинами

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Мы поддерживаем
РОСЖКХ
ЗАСТАВЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ РАБОТАТЬ!

История Железногорска
22.07.1958
первый призыв в Советскую Армию

по материалам библиотеки им.Горького
Телепрограмма
Телепрограмма операторов г. Железногорск
КАБЕЛЬНЫЕ

ЭФИРНЫЕ
Погода в Железногорске
Погодный информер meteo26.ru




подробно
Остальное

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить