Уран-Батор
Сайт Эдуарда Безобразова

Железногорск

Главная arrow Публикации arrow Окружающая среда arrow Креативчик заказывали?  
Пятница, 18 Октябрь 2019
Меню
Главная
Антологии
Публикации
Город за неделю
Загадки нашего городка
Архив форума
Фотографии
Файлы
Сайт
Город Железногорск
Опрос
А если арестуют Кулеша он:
мошенник
жертва гебни
а кто это
чума на эти оба дома



результаты

Комментарии
RSS
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031     

Подпишитесь на обновления сайта!



Twitter Уранбатора




Google
Поиск по сайту

Креативчик заказывали? Печатать E-mail
Понедельник, 08 Апрель 2013

Отныне 91 и 103 школы - отстой. Лидерство перехватила 102-я.

Красноярские ученые выяснили, что убивает креативность детей

Как остановить этот процесс, и всегда ли виновата система образования — разбираемся вместе со специалистами Красноярского педагогического университета и педагогами гимназии, которые внедряют экспериментальные методы обучения и уже получили первые положите

Каждый родитель думает, что его ребенок гениальный и особенный, и во многих случаях, наверное, это так и есть. Вот вы с умилением смотрите, как ваш трехлетний малыш, с ног до головы перепачкавшись в краске, выдает на альбомном листе очередной «шедевр», вот он подрос и на ходу сочиняет смешные четверостишия или решает хитрые головоломки, над которыми взрослые ломают голову не один час. Но потом это все куда-то исчезает. А вы задумывались, почему? Пытаясь решить эту загадку, сотрудники Красноярского педуниверситета выяснили удивительную вещь: действительно, почти все дети от детсадовского возраста и примерно до 4 класса показывают высокий уровень креативности в обучении, но потом она падает, дети переключают внимание на другие, более интересные им вещи, уже не связанные с получением знаний в школе. И тогда сотрудники Красноярского государственного педагогического университета (КГПУ) разработали ноу-хау — инновационную модель образования, которая позволит не растерять креативность детей, присущую им с рождения.

Собери пазл «вслепую»!

Исследования по креативности проходили в 102 лицее Железногорска. Набрали группу из учеников 4, 8 и 10-х классов, которые решали на компьютере различные задания. На работу давали 45 минут (столько же идет обычный урок в школе), а «умная машина» с помощью специальной программы отслеживала все действия, которые совершали дети, и потом выдавала результат. Например, ученикам 4 класса предлагалось собрать на компьютере картинку из 16 пазлов. Варианты предлагались разные: от автомобиля до швейной машинки. На первый взгляд, задание простое. Но проблема в том, что образец (такой обычно изображен на коробочке с пазлами) детям изначально не показывали! То есть нужно было сначала вообразить готовый вариант, а потом соединить на экране монитора фрагменты в единое целое. А это не так-то просто! На первом уровне предусмотрена система поощрения: поставил пазл в нужное место — появляется смайлик, ошибся — возникает грустная рожица. Если ребенок справился с заданием, система переводит его на более высокий уровень, где подкреплений в виде смайликов становится меньше. А на самом высоком, десятом, их уже нет совсем.

— По итогам испытаний мы выделили три группы. В первой дети, прежде чем приступить к решению этой задачи, долго рассматривали фрагменты пазла в специальном окне просмотра и мысленно создавали готовую картинку, — рассказывает разработчик методики Павел Дьячук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа КГПУ имени Астафьева. — Во второй, промежуточной группе, испытуемые и смотрели, и двигали картинки, чередуя и то и другое. А ребята из третьей принимались сразу же действовать — двигать, переставлять пазлы в хаотичном порядке. Теперь вопрос — кто же быстрее справился с задачей? Именно те дети, которые прежде, чем делать, просматривали пазлы, перебирая множество вариантов в уме. У этих детей уровень креативности, безусловно, выше.

Программа, которая «следила» и отмечала каждое действие ребят, выдала: дети из первой группы, «креативщики», приложили раз в пять меньше усилий, чем «практики» из третьей. Например, мальчик Саша, который в уме прикидывал всевозможные комбинации, сделал всего 92 действия. А девочка Лиза, которая беспрерывно перемещала пазлы по экрану, совершила больше 500. Разница между «действующими» и «думающими» детьми оказалась колоссальной!

Креативность никуда не исчезает

— Любая задача — это поиск решения в условиях неопределенности, а поисковая активность — это и есть проявление креативности, — поясняет Павел Дьячук, — и если мы сможем так организовать учебный процесс, чтобы поисковая активность не прекращалась, постоянно возбуждалась и стимулировалась, то тогда у ребенка будет формироваться та самая творческая креативность и способность самостоятельно находить решения. Причем мы не устанавливаем четких правил, не загоняем в рамки — человек должен сам эти правила установить, сам найти решение и придти к желаемому результату. Ведь не только дети, но и взрослые с удовольствием проявляют свою креативность, если есть для этого возможности, если проблема им по силам. Всем известна басня про лису и виноград. Виноград был очень высоко, и лиса долго пыталась его достать, но не смогла. Тогда лиса просто развернулась и ушла, сказав, что он зеленый. И с детьми точно так же! Пока им интересно, они занимаются, впитывают знания, решают задачи. Чтобы креативность у детей, учеников, студентов, не пропадала, нужно чтобы этот интерес не ослабевал. И задачи были чуть выше его творческого потенциала, чтобы человек постоянно находился в неустойчивом состоянии выбора и по-настоящему прикладывал усилия.

В итоге, ученые пришли к таким выводам: с одной стороны, к решению заданий с интересом подключались дети любого возраста, и «креативили» с удовольствием. Но с другой — система образования, тестирование, подготовка к ЕГЭ направлены не на развитие креативности детей, а на утилитарное «потребление» готовых знаний.

Конечно, инновационные методики, интересные программы позволят удерживать интерес к обучению. Но, с другой стороны, во всем ли виновата школа?

— После 4 класса, в средней и старшей школе, креативность тоже никуда не исчезает, — поясняет Павел Петрович. — Другое дело, что изменяются приоритеты у детей, они взрослеют, появляются проблемы, связанные с подростковым возрастом и это тоже требует своей энергии. У подростка появляются возможности направлять свою креативность уже не только на хорошие дела, а на какие-то сомнительные развлечения, пагубные привычки. И в этом случае общество, школа, родители должны направлять естественную потребность человека к получению информации в нужное русло.

Маленькие гении

Инновационная программа обучения уже успешно применяется на практике в Железногорске. В экспериментальной школе чуть ли не каждый второй ребенок — победитель олимпиад краевого масштаба, участник научных конференций и так далее. Здесь каждому школьнику дают возможность проявить себя, попробовать в разных направлениях, а если не понравилось — переключиться на другое.

— Индивидуализация образования будет продолжаться, и все к этому идет, — говорит Валентина Кудинова, заместитель директора железногорского лицея № 102. — Более сильным ученикам нужны задания посложнее, которые помогут им развиваться и не стоять на месте. А кому-то, наоборот, даем задачи попроще, чтобы окончательно не отбить у них тягу к знаниям.

— Мы много говорим о дефиците специалистов инженерных профессий, о том, что в России должно появиться поколение изобретателей и конструкторов, инженеров, ориентированных на поиски креативных решений, людей, которые изобретут колесо 21 века, новые материалы, новые области знания, новые социальные и гуманитарные технологии, — рассказывает и. о. ректора КГПУ Ольга Карлова. — Однако для того, чтобы такое поколение выросло, необходимо уже сегодня внедрять в школах совершенно другие, инновационные модели образования. Разработкой такого рода моделей мы сегодня активно занимаемся в Железногорске.

Понятно, что всем школам сразу невозможно перейти на новую программу, для этого нужно перестраивать всю систему обучения. Но все идет к тому, чтобы уже с первых классов не заставлять ребенка заполнять пустые клеточки и ставить галочки, а развивать логику, индивидуальность и способность самостоятельно добывать знания.

КОММЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА

Валентина Худякова, преподаватель с 15-летним стажем:

— От системы никуда не уйдешь, дети занимаются по одинаковой программе, к ним предъявляются одинаковые требования, даже правила поведения у детей все одинаковые — чтобы на перемене они вели себя именно так, а не иначе. У нас же нет такого, как за границей, где к каждому ребенку индивидуальный подход, где и уроков как таковых просто нет. В итоге, дети делают то, что от них требуется, а не то, что развивает их индивидуальность. В наших образовательных учреждениях очень много осталось от советской системы, несмотря на то, что компьютеры, планшеты есть чуть ли не в каждой школе. Виновата в этом не столько школа, сколько общество в целом. Родители решают, что ребенок будет заниматься английским языком, хотя он больше любит рисовать, потому что эти знания в обществе будут более востребованы, чем художество.

kp.

 

 
Рассказать про это друзьям в:

Добавить комментарий

Внимание!
Перед публикацией комментарий проходит проверку.
В комментарии к материалу разрешено выражать свое отношение к тексту или событию в пристойной форме. В случае появления ненормативной лексики, перерастания комментирования в оскорбления и т.д., комментарии будет удаляться.
Если вы заметили сообщение с нарушением, нажмите возле него на кнопку с зеленым гоблином.
Давайте не будем сами себе злобными Буртинами

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Мы поддерживаем
РОСЖКХ
ЗАСТАВЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ РАБОТАТЬ!

История Железногорска
событий нет

по материалам библиотеки им.Горького
Телепрограмма
Телепрограмма операторов г. Железногорск
КАБЕЛЬНЫЕ

ЭФИРНЫЕ
Погода в Железногорске
Погодный информер meteo26.ru




подробно
Остальное

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить