Уран-Батор
Сайт Эдуарда Безобразова

Железногорск

Главная arrow Антологии arrow MOX топливо в Железногорске arrow MOX populi. Часть пятая  
Среда, 23 Октябрь 2019
Меню
Главная
Антологии
Публикации
Город за неделю
Загадки нашего городка
Архив форума
Фотографии
Файлы
Сайт
Город Железногорск
Опрос
А если арестуют Кулеша он:
мошенник
жертва гебни
а кто это
чума на эти оба дома



результаты

Комментарии
RSS
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031     

Подпишитесь на обновления сайта!



Twitter Уранбатора




Google
Поиск по сайту

MOX populi. Часть пятая Печатать E-mail
Среда, 09 Июнь 2010

Стоять на пути МОКС-проекта - занятие небезопасное.

VOX POPULIMOX DEI

Часть пятая.

Утверждая, что в проекте строительства завода по производству МОКС-топлива именно в Железногорске ещё далеко не всё решено, мы отталкиваемся, разумеется, не от собственных своих фантазий, а от фактов.

ПРЕДСТАРТОВАЯ ПОДГОТОВКА

Помните, как назывались прошедшие 4 мая в Сером доме общественные слушания? «Оценка воздействия на окружающую среду при реализации планируемой хозяйственной деятельности создаваемого производства гранулята МОКС-топлива на площадке ФГУП «ГХК».

Смею предполагать, что мероприятие сие было той самой страховочной подушкой безопасности, которую ГК «Росатом» вынужден был использовать после «зелёного» бунта в Томской области. Жителям Нашгорода предлагалось оценивать не необходимость либо возможность строительства и функционирования завода, а всего лишь потенциальную его экологическую опасность. Ну а раз так, то эти слушания являлись всего лишь частью большой программы подготовки «инновационного» проекта к посадке на новую территорию.

В частности поэтому, цитирую, «комбинату было рекомендовано практиковать информирование представителей общественных организаций и население города о перспективах развития предприятия и продолжать освещать вопросы экологического характера» (см. сайт ГХК). Хотя… Честно скажу: особого оптимизма насчёт наличия у железных горцев хоть какой-то свободы воли у меня нет именно в связи с тем, что успели рассказать о перспективах МОКС-производства сами специалисты комбината.

Так, в марте с.г. (ещё до выборов, между прочим) состояние дел описывал руководитель группы обеспечения развития предприятия ТО ГХК Дмитрий Друзь:

«Проектная организация ОАО «ГИ ВНИПИЭТ» (Санкт-Петербург) подготовила в 2009 году Декларацию о намерениях создания производства. Документ согласован в правительстве Красноярского края и администрации ЗАТО Железногорск. Она завершила также разработку проекта создания этого производства. Сейчас идет его согласование с заказчиком – ОАО «Концерн «Росэнергоатом» и с научным руководителем – ОАО «ГНЦ НИИАР». Также в 2009-м генеральный проектировщик ОАО «СвердНИИхиммаш» разработал основную часть комплексов технологического оборудования для производства МОКС-топлива».

Ровно до этого момента мне всё было понятно. Раз завод всё-таки необходимо строить, под него нужен и проект, и технологическое оборудование, и прочая машинерия. Собственно говоря, они должны были иметься у «Росатома» в наличии ещё в 2003 году, в Северске. Только лишь после этого проект имело смысл «сажать» на конкретной территории. Но дело даже не в этом. Или, точнее, не совсем в этом.

НИКАКИХ ГАРАНТИЙ

«В 2010 году нужно провести государственную экспертизу, получить ее положительное заключение, разработать рабочую документацию производства, - продолжал просвещать в марте с.г. земляков Друзь. - Кроме этого должны быть подготовлены технические проекты: систем учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; автоматизированной системы управления технологическим процессом и единой автоматизированной системы контроля и управления – ЕАСКУ».

Этого всего, выходит, под рукой у «Росатома» тоже не было. «Без лицензий на размещение и сооружение производства нельзя начать стройку, - пояснял далее Друзь, - и в этом году мы их должны получить. Запланировано изготовление первых партий технологического оборудования и закупка оборудования для аналитической лаборатории. Оно сложное, дорогое, потребуется какое-то время для его освоения».

Итак, что же мы видим? В марте с.г. МОКС-проект не имел ещё множества важнейших составляющих, в т.ч. лицензии на строительство, положительного заключения госэкспертизы, рабочей документации производства, целого ряда тех.проектов. В принципе, это нормально, наверное, по нынешним временам. (Достаточно взглянуть на Железногорскую ТЭЦ или пресловутый реактор БН-800 на Белоярской АЭС.) Вопрос в другом. Насколько правомерной в данной ситуации была закупка комбинатом оборудования – «сложного, дорогого»? Не рановато ли?

Кроме того, Друзь сообщил, что «строительство порядка 20% от основных объемов производственных сооружений завода запланировано на 2010 год. В прошедшем году в качестве подготовительных уже проведены работы по демонтажу объектов 59/4 и 59/5 РХЗ».

Я, разумеется, не очень большой специалист в экономике ГХК. Но мне почему-то кажется, что и разборка объектов РХЗ, и приобретение оборудования производятся исключительно за деньги. Если это деньги ФЦП, то не совсем понятно, почему они уже расходуются в ЗАТО Железногорск,- до получения лицензии и разрешения на строительство, и даже до завершения всех проектных работ. Если это деньги самого комбината, тогда неясно, с какой стати, собственно, он их расходует на абсолютно посторонние – пока, во всяком случае – мероприятия.

Неужто Сергей Кириенко и Пётр Гаврилов настолько уверены в том, что на сей раз всё пройдёт без сучка, без задоринки? Это в непредсказуемой России-то?

Ну, не знаю, не знаю.

ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ

Но вернёмся к нашей вялотекущей эпопее.

Сложно сказать в точности, что заняло у «Росатома» больше времени: доведение до ума МОКС-проекта, либо поиск для него нового месторасположения. Вероятнее всего – и то, и другое. Летом 2008года, скажем, информационная служба озёрского ПО «Маяк» распространила следующее заявление относительно перспектив MFFF-R:

«На предприятии есть сырьё, свободные площади, высококвалифицированный персонал, имеющий большой опыт работы с делящимися материалами. Однако окончательного решения ГК "Росатом" по месту размещения производства сегодня нет. Также пока отсутствуют первичные предпроектные материалы, наличие которых обязательно для того, чтобы проектные институты отрасли начали разработку проекта по созданию производства МОКС-топлива для реактора БН-800. Для решения различных вопросов в Госкорпорации создана рабочая группа.

Предварительная оценка стоимости создания комплекса по производству МОКС-топлива с выпуском ТВС в ценах 2007 года составляет около восьми млрд руб. Планируемая мощность его будет зависеть от годового потребления ядерного топлива реактором. Реактор на быстрых нейтронах БН-800 требует создания производства МОКС-топлива мощностью не менее 12 тонн в год по ядерному материалу».

Интересно, не правда ли? Предприятия «Росатома» всё-таки состязались, похоже, за право работать с оружейным плутонием даже на не совсем понятных для себя условиях. Почему – не вопрос. В годы непрерывных реформ ни одно из них не могло ощущать себя в полной безопасности. Зато дорогостоящий и долгоиграющий МОКС-проект мог стать существенным подспорьем для любого. Тот же «Маяк» неспроста держит руку на пульсе. Само его существование было в один прекрасный момент просто-напросто поставлено под угрозу.

Московские «топ-манагеры» решили как-то, что государственный оборонный заказ* стоит забрать у завода №20 и передать на СХК. Это привело бы к закрытию производства, где работало 2,5 тысячи человек. Тучи над предприятием рассеялись только в марте с.г., после длительной и очень ожесточённой перепалки руководства Челябинской области с «Росатомом». Немалую роль сыграли в этой маленькой победе и «рядовые» жители города. Акция «Я – против закрытия завода 20» приобрела значительный размах…

ПЛАНЫ ИЛИ ПРОЖЕКТЫ?

Таким образом, МОКС-проект – это, прежде всего, деньги. Не разоружение, не экологическая безопасность и ядерное распространение, а сегодняшние и завтрашние миллионы и миллиарды долларов и рублей.

Не нужно обманываться скромным, на первый взгляд, фронтом работ MFFF-R. Это лишь в качестве десерта завод призван был обеспечивать топливом «быстрые» реакторы БОР-60, БН-600 (его т.н. гибридную зону) и строящийся четверть века БН-800. В дальнейшем сей топливный цикл предполагалось распространить на тепловые реакторы ВВЭР-1000 (два таких, в т.ч., запланированы были на СХК), и даже пустить МОКС-гранулят на экспорт, невзирая на протесты «Cogema» (см. «Томские новости», 15.04.2004г.).

Более того. В перспективе представители «Росатома» не исключали, во-первых, переход завода на иное сырьё, «энергетический» плутоний, хранящийся на «Маяке». А во-вторых… «Смешанное уран-плутониевое топливо используется в 33 реакторах Франции, Германии, Бельгии и Швейцарии. Получена лицензия и подана заявка на загрузку такого топлива еще в 22 реактора», - прозрачно подсказывала в 2007 году пресс-служба ПО «Маяк». Видимо, возражения французов всё-таки удалось каким-то образом обойти?

Наконец, в 2009 году Сергей Кириенко объявил: работы по развитию реакторов на быстрых нейтронах и МОКС-топливу планируется включить в разрабатываемую программу по развитию новых ядерных технологий 2010-2020 годов «стоимостью» 128 млрд рублей. Конкретно на реакторы и МОКС глава «Росатома» обещал истратить три четверти этой суммы. В свете же нынешних требований к самоокупаемости госкорпораций Кириенко намекнул, что потенциальным потребителем МОКС-топлива может стать Китай, который намерен с помощью России построить реактор на быстрых нейтронах.

В июне 2009 года глава «Атомстройэкспорта» (входит в структуру ГК «Росатом») Дан Беленький объявил, что его компания планирует «уже этим летом» подписать с китайской стороной контракт на предпроектные работы по БН-800. Так что вы сами можете себе представить, какие деньжищи стоят на самом деле за заводом MFFF-R. Мельтешить на пути таких финансовых потоков, по меньшей мере, неумно. А вот сидеть на их берегу с маленьким инновационным ведёрочком на верёвочке – очень даже прибыльное занятие. Перспективное и политически грамотное.

ПЛЮС И МИНУС

Впрочем, в России по сей день отсутствует единое мнение об экономической обоснованности МОКС-проекта. Необходимость утилизации ОП сомнения, конечно, не вызывает. Но «предполагается, что МОКС-топливо значительно  дороже, чем традиционное урановое, даже если счи­тать плутоний бесплатным, - утверждают «зелёные». - Нацио­нальная академия наук США в 1995 году подсчитала, что стои­мость производства реакторного топлива на базе низкообогащен­ного оксида урана составляет 1.400 долларов за кг, а МОКС-топлива -1.900 долларов».

Таким образом, «за срок эксплуата­ции реактора мощностью в 1000 МВт загрузка МОКС-топливом обойдется дороже уранового на 450 миллионов долларов. Причем утилизация МОКС-топлива потом тоже обойдется дороже. Оно более радиоактивно и содержит в 2-3 раза больше остаточного плуто­ния. Как отметила НАМ США: «то, что плутоний представляет собой энергетическую ценность, не означает его экономической рентабельности».

Летом 2009 года газета «Коммерсантъ» также попыталась рассмотреть финансовые позиции российского и американского МОКС-проектов и отметила: «Глава группы компаний «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко уточняет, что аналогичный совместный проект США и французской Areva в Саванна-Ривер оценивался в 2008 году в $4,8 млрд (148,8 млрд руб.), но там речь идет о создании производства с нуля. /…/ Эксперт полагает, что стоимость МОКС-топлива может оказаться выше, чем цена сборок для легководных реакторов, но с учетом расходов на хранение плутония технология является выгодной».

И ещё одна давняя ссылка в тему, с сайта nuclearno.com:

«По данным Минатома, экономическая эффективность программы утилизации военного плутония в топливе отрицательная и останется таковой на протяжении всей ее продолжительности: 50-75 лет. В то же время, при сохранении переработки топлива запасы гражданского плутония к тому времени вырастут до 200 и более тонн. Именно поэтому перевод плутония в МОКС-топливо не является решением проблемы. Более того, эту программу можно рассматривать как обязательство «омертвить» весомую часть государственного бюджета России, практически переведя ее в радиоактивные отходы, в которые производство превратится в итоге».

Окончание следует.

 

* «Завод N20 первым в СССР освоил металлургическое производство плутония для военных целей. В 1980 году (инновационная технология, ага!) на заводе была создана опытно-промышленная установка "Пакет" для отработки технологии изготовления таблетированного топлива и тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) из оксидного уран-плутониевого смешанного топлива (МОКС-топлива) методами порошковой металлургии. Маломасштабное производство ТВЭЛов для экспериментальных тепловыделяющих сборок "быстрых" реакторов БН-350 и БН-600 создано для отработки концепции вовлечения избыточного оружейного плутония в топливный цикл. Изготовленные на установке ТВЭЛы прошли полный цикл промышленных испытаний на реакторе БН-600 Белоярской атомной электростанции».

«Томский Обзор».

 



Весь цикл Mox populi:
Mox populi
MOX populi. Часть 2
MOX populi. Часть 3
MOX populi. Часть четвёртая
MOX populi. Часть пятая
МОХ populi. Часть шестая
 
Рассказать про это друзьям в:

Добавить комментарий

Внимание!
Перед публикацией комментарий проходит проверку.
В комментарии к материалу разрешено выражать свое отношение к тексту или событию в пристойной форме. В случае появления ненормативной лексики, перерастания комментирования в оскорбления и т.д., комментарии будет удаляться.
Если вы заметили сообщение с нарушением, нажмите возле него на кнопку с зеленым гоблином.
Давайте не будем сами себе злобными Буртинами

Защитный код
Обновить

< Пред.
Мы поддерживаем
РОСЖКХ
ЗАСТАВЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ РАБОТАТЬ!

История Железногорска
23.10.1961
филиал N 2 ОКБ-1 обрел самостоятельность, создана основа ныне действующего НПО ПМ – ОКБ-10

23.10.1971
состоялись первые в городе соревнования по автомобильному многоборью

по материалам библиотеки им.Горького
Телепрограмма
Телепрограмма операторов г. Железногорск
КАБЕЛЬНЫЕ

ЭФИРНЫЕ
Погода в Железногорске
Погодный информер meteo26.ru




подробно
Остальное

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить