Уран-Батор
Сайт Эдуарда Безобразова

Железногорск

Главная arrow Публикации arrow Страна и Мир arrow Военная тайна  
Friday, 19 July 2019
Меню
Главная
Антологии
Публикации
Город за неделю
Загадки нашего городка
Архив форума
Фотографии
Файлы
Сайт
Город Железногорск
Опрос
А если арестуют Кулеша он:
мошенник
жертва гебни
а кто это
чума на эти оба дома



результаты

Комментарии
RSS
Архив
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031       

Подпишитесь на обновления сайта!



Twitter Уранбатора




Google
Поиск по сайту

Военная тайна Печатать E-mail
Thursday, 04 July 2019

Пожар на подводной лодке в Баренцевом море вызывает вопросы.

Темная трагедия в Баренцевом море

Зачем было посылать глубоководную станцию нырять на 200 метров и для чего там было столько капитанов?

При погружении глубоководного аппарата или станции АС-31 (по другим сведениям — АС-12) ВМФ в Баренцевом море во время пожара погибли (отравились ядовитым дымом) 13 капитанов и один подполковник медслужбы, в том числе семь капитанов 1 ранга и два Героя России. Станцию АС-31 проекта 10831 принято называть «Лошарик», поскольку прочный корпус состоит из цепочки титановых сфер, или шаров, и может выдерживать очень большое давление при погружении до 6 км, хотя нет данных, что «Лошарик» реально когда-либо уходил на такую глубину.

Во время аварии аппарат исследовал морское дно в наших территориальных водах вблизи Кольского залива, на берегу которого расположены Мурманск, Североморск и Полярный. Средняя глубина Баренцева моря — 220 м, и не совсем понятно, зачем было посылать глубоководную станцию нырять на 200 м, когда она рассчитана на километровые глубины, и зачем там было столько капитанов. Для таких глубин есть другие, подешевле, обитаемые и необитаемые (беспилотные) аппараты.

Выжившие на борту 4 военных-гидронавта и один гражданский специалист сумели поднять станцию на поверхность, и ее благополучно доставили на базу в Кольском заливе. Техническую причину, локализацию возгорания и хронологию катастрофы можно будет точно выяснить, но непонятно, что именно военное начальство потом расскажет публично. Пока со ссылкой на некие внутренние источники распространяются всякие истории о коротком замыкании и о взрыве-возгорании водорода «в аккумуляторной яме лодки». Сама станция, по словам министра обороны Сергея Шойгу, пострадала от пожара не так уж серьезно, и ее можно будет восстановить «в короткие сроки», а ее ядерная силовая установка и вовсе «полностью в работоспособном состоянии». Только люди погибли.

Пожары в принципе случаются на подлодках, и плавсостав вроде должны хорошо готовить выживать и бороться с огнем, но 14 задохнувшихся гидронавтов почему-то не сумели воспользоваться индивидуальными дыхательными аппаратами ИДА, которые они должны были носить с собой постоянно, или подключиться к трубопроводному источнику чистого воздуха, как положено по инструкции при пожаре на борту. 7 апреля 1989-го другая титановая секретно-экспериментальная ядерная подлодка К-278 «Комсомолец», известная до того во флоте как «золотая рыбка» из-за чудовищной стоимости и установившая до сих пор актуальный мировой рекорд погружения боевого корабля на 1027 м, затонула из-за пожара. Погибли 42 моряка из 69.

Оборонщики обвинили сменный экипаж в ошибках и в недостаточной подготовленности, моряки — промышленность в существенных конструктивных недостатках при проектировании и строительстве К-278. Аргументы были и у тех, и у других, но с распадом СССР история К-278 постепенно забылась, и она осталась на дне Норвежского моря, недалеко от острова Медвежий вместе с заглушенным реактором и парой ядерных боезарядов. Больше никто в мире не строил титановых кораблей, но «Лошарик», который спроектировали и начали мастерить в 80-е и забросили в 90-е, стали все-таки достраивать после 2000-го при Путине и достроили.

У американцев уже была своя аналогичная атомная мини-лодка для спецопераций NR-1, построенная в 1969 году. NR-1 погружалась почти до 1 км и могла маневрировать под водой, пока у экипажа хватит еды. Она использовалась для тайных операций: вытаскивать со дна свои и чужие важные предметы — утопленные секретные ракеты, приборы, бомбы и т.д. Наш «Лошарик» был, конечно, во всем лучше NR-1: больше, мощнее, нырял глубже, и к месту спецопераций его везли скрытно и с комфортом на материнском носителе — большой специальной атомной подлодке. А NR-1 тащил на буксире надводный корабль, малютку кидало по волнам, и экипаж нещадно страдал морской болезнью.

Не успел «Лошарик» начать секретные операции, как NR-1 в 2008-м списали в утиль. Наступило время разнообразных подводных роботов-беспилотников, ударных и разведывательных, также способных хватать и тащить со дна всякие важные предметы. Непонятно, что искали капитаны-гидронавты в Баренцевом море: возможные американские подводные «закладки» у входа в главную базу Северного флота, или же наши моряки что-то важное потеряли во время маневров, или проверяли новое оборудование, и потому на борту был гражданский специалист «от промышленности». В любом случае ясно, что не стоило тащить в глубину сразу столько капитанов в одной сверхдорогой субмарине, когда можно понаделать взаимозаменяемых подводных роботов и посылать их на рисковое дело.

Говорят, что опытных гидронавтов меньше, чем космонавтов, и готовить их сложнее. Но министр обороны Шойгу уже поставил задачу максимально быстро восстановить «Лошарик», чтобы продолжить сверхсекретные операции, несмотря на трагический выход в Баренцево море.

novayagazeta.ru.

***

«Новая» обратилась с вопросами к экспертам и опытным морякам-подводникам, в том числе специалистам по борьбе с пожарами на борту ПЛ. Вот в концентрированном виде их сугубо предварительные ответы на главные вопросы о технической стороне трагедии на «Лошарике» и о том, что могло случиться. По их просьбе пока анонимно.

Почему в составе одного экипажа оказалось сразу два Героя России и семь старших офицеров капитанов первого ранга?

Это испытатели-акванавты. Отличные высококлассные специалисты. Работа у них очень опасная, на больших глубинах. Поэтому в званиях они растут быстро и награды получают часто. Раньше у них было большое денежное содержание, сейчас немного похуже, но в плане наград и званий испытателей не обижают до сих пор.

Какие задачи мог выполнять экипаж АС-31?

Испытателей-подводников собирают в команды для выполнения определенных работ или задач. Например, для биометрических измерений, когда проверяется состояние организма до и после погружения. Спектр выполняемых ими задач очень широк, вплоть до подводной прокладки труб и кабелей.

Действительно ли на борту АС-31 случился взрыв газа (такую версию озвучивают некоторые СМИ)?

Нет. При взрыве газа повреждения подводного аппарата не позволят ему всплыть на поверхность. В случае с АС-31 аппарат цел и доставлен в док.

Что на самом деле произошло на борту АС-31?

Наиболее вероятная версия — объемное возгорание. Внезапный большой пожар. Возможно, из-за проблем с электричеством. Если аппарат всплыл, значит пожар удалось погасить.

Из-за чего мог возникнуть большой пожар на глубоководном аппарате, где возгорание, по идее, невозможно?

Причина может быть в избытке кислорода на борту. Возможно, произошло, так называемое, «закислораживание». Оно возникает из-за неправильной эксплуатации системы химической регенерации. При увеличении концентрации кислорода в воздухе до 30 процентов вероятность пожара растет в геометрической прогрессии. При 25 процентах кислорода в воздухе вероятность пожара возрастает в 2 раза в сравнении с 20%. А с 19% начинается падение в 2 раза в сравнении с 20%. В 80-е годы в Советском Союзе разрабатывалась программа по снижению процентного содержания кислорода в воздухе при сохранении работоспособности экипажа на глубоководных аппаратах. Ее основной цель было, как раз, предотвращение возникновения пожаров на борту. В результате удалось довести содержание кислорода до 12 процентов, когда возгорание просто невозможно. При этом люди продолжали работать в полную силу без последствий для организма. Программа была принята именно для малых подводных лодок.

Как и почему могло возникнуть избыточное содержание кислорода на АС-31?

С применением программы по снижению концентрации кислорода в воздухе возникли проблемы. Первая — скептическое отношение людей. Они, несмотря на фактические результаты исследований, не могли понять, как можно работать при 12 процентах кислорода и настаивали на 21-25-ти. Вторая — сначала замороженное, а потом медленное и недостаточное финансирование со стороны Министерства обороны.

Почему подводники не смогли воспользоваться персональными портативными дыхательными аппаратами (ПДА) во время пожара на борту?

На АС-31 очень маленькие объемы пространства. В таких условиях при пожаре мгновенно уровень концентрации СО (углекислого газа) достигает 1000 (ПДК) (предельно допустимых концентраций) в секунду, плюс плотная пелена дыма. Видимо, погибшие офицеры не успели ими воспользоваться. Почему не сработала стационарная станция (ШДА) — непонятно.

novayagazeta.ru.

***

Валерий Кулаков, офицер-подводник Военно-морского флота СССР, Герой Советского Союза

АС-31 — аппарат, по официальной версии созданный для обследования дна мирового океана на больших глубинах, более двух тысяч метров. А военные задачи — это не для разглашения, это за гранью секретности. Сами видите, какой экипаж [у «Лошарика»] — одни военные, высшие чины, не ниже подполковника, люди специально подготовленные, высококлассные специалисты.

Что могло послужить причиной возгорания, сказать не могу. Я сам плавал на таких средствах, и Героя Советского Союза получил за это. Говорят, загорелась аккумуляторная батарея, но я как специалист не представляю, как это могло случиться и отчего. Возможно, это не очень точная версия.

На таких аппаратах не было подобных ЧП, это первый случай — так, чтобы с гибелью большого количества людей, причем специалистов. Они как космонавты — недаром называются гидронавты: специально подготовленные, сродни космической профессии, только не в небе, а на больших глубинах в океане. И если с ними на глубине что-то случается, как у нас всегда говорили — спасения в принципе нет. Любая авария, даже протечка воды, — это страшно. А пожар — самое опасное ЧП у подводников. На борту есть средства тушения, но огонь очень быстро распространяется и съедает кислород, что ведет к гибели личного состава.

На подводных аппаратах есть средства индивидуальной защиты, маски, патроны, которые позволяют дышать в дыму, но они не совсем эффективны, скорее для самоуспокоения, ведь объем маленький, а людей много. В случае пожара они не спасут. Точно так же — если начнет поступать вода, ты не спасешься, утонешь вместе с аппаратом. Любая микротечь приводит к большой протечке воды. На больших глубинах все опасно, любые ЧП. В данном случае людям повезло, что аппарат остался на плаву, а не утонул, — удалось спасти и его, и часть экипажа.

За время службы я слышал о разных ЧП, но, к счастью, все заканчивалось благополучно. Были случаи, когда и на больших подводных лодках случались пожары, и отсеки полностью выгорали. Бывало, что лодки шли на службу и пропадали. Это было давно, в семидесятые годы, — так и не нашли, отчего они тонули. Был известный случай с К-19, где случилась авария с ядерным реактором, экипаж полностью спасли, а лодка перегрузилась и пошла ко дну. И с такими лодками [подобными «Лошарику»] уже был случай, когда аппарат затонул из-за аварии, но это было еще в советское время. Тогда личный состав удалось спасти.

Сергей Кубынин, офицер-подводник Военно-морского флота СССР, капитан I ранга:

Аппараты типа АС-31 занимаются, среди прочего, работой на большой глубине и в тех местах, где могут быть проложены секретные кабели для подводной связи. Может, и в Баренцевом море кабель какой-то глубоководный лежит. Причиной возгорания на «Лошарике» мог стать брак при строительстве. Сколько катастроф у нас случалось на подводных лодках — и везде был грязный след недоработок нашей военной промышленности. По версиям, которые озвучивались, пожар на АС-31 мог возникнуть из-за короткого замыкания в отсеке с электрооборудованием. Возможная причина — различные нарушения при строительстве подлодки или монтаже электрооборудования.

Правильно ли велась эвакуация на «Лошарике», вам не скажет никто. Аварийных ситуаций на подводных лодках могут быть тысячи, а у возгораний существуют сотни разновидностей, которые отличаются друг от друга. Возгорание может быть и из-за перегоревшей лампочки, и из-за силового кабеля, который находится в недоступном месте, куда добраться можно лишь объемным пожаротушением. При этом надо понимать: на подводных лодках нет понятия эвакуации. Надо строить правильные подводные лодки, а не всякую туфту. Иначе какого черта на АС-31 замыкание произошло? Само там ничего не замкнет — значит, было нарушение технологического процесса, прокладки электрооборудования, кабелей и так далее.

Вы знаете, сколько у нас подлодок погибло после войны? Не один десяток, и все погибали по-разному. И в СМИ была информация — якобы за 45 лет существования отряда гидронавтов, к которому относится «Лошарик», с их аппаратами не случилось ни одной серьезной аварии, которая привела бы к жертвам. О том, что не было ничего за 45 лет, — не верьте ушам своим. Я не гидронавт, но знаю, что у них были проблемы, причем не одна и не две. Да что говорить, когда в 2000 году безуспешно спасали экипаж атомной подводной лодки «Курск», там пытались применять и аппараты вроде АС-31. В итоге они сами чуть не утонули. Чудом не утонули.

lenta.ru.

 
Рассказать про это друзьям в:

Добавить комментарий

Внимание!
Перед публикацией комментарий проходит проверку.
В комментарии к материалу разрешено выражать свое отношение к тексту или событию в пристойной форме. В случае появления ненормативной лексики, перерастания комментирования в оскорбления и т.д., комментарии будет удаляться.
Если вы заметили сообщение с нарушением, нажмите возле него на кнопку с зеленым гоблином.
Давайте не будем сами себе злобными Буртинами

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Мы поддерживаем
РОСЖКХ
ЗАСТАВЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ РАБОТАТЬ!

История Железногорска
19.07.2001
согласно постановлению администрации ЗАТО г. Железногорск школа N 96 обрела статус гимназии

по материалам библиотеки им.Горького
Телепрограмма
Телепрограмма операторов г. Железногорск
КАБЕЛЬНЫЕ

ЭФИРНЫЕ
Погода в Железногорске
Погодный информер meteo26.ru




подробно
Остальное

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить