Уран-Батор
Сайт Эдуарда Безобразова

Железногорск

Главная arrow Публикации arrow Страна и Мир arrow Броня крепка и всё такое  
Thursday, 17 January 2019
Меню
Главная
Антологии
Публикации
Город за неделю
Загадки нашего городка
Форум Железногорска
Веб-камеры города
Смотреть новости
Объявления
Фотографии
Я Вижу
Файлы
Сайт
Сайты Железногорска
Город Железногорск
Опрос
Куксин спрятал в стену ДК:
заначку от жены
список членов ПЖИВ
диафильм про МОКС
флэшку Брайля
мышку Пешкова
счастье Железногорска



результаты

Комментарии
RSS
Архив
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031     

Подпишитесь на обновления сайта!



Twitter Уранбатора




Google
Поиск по сайту

Броня крепка и всё такое Печатать E-mail
Sunday, 13 January 2019

В ожидании третьей мировой диванная армия не заскучает.

Главный герой Нового года — танк

Самый кассовый фильм новогодних каникул — «Т-34» Алексея Сидорова.

Приключенческому экшену за шесть дней удалось стать рублевым миллиардером по сборам. Общая выручка «Т-34» постепенно приближается к полутора миллиардам рублей. Если учесть, что в эти каникулы вышла последняя серия многолетнего конфетти-альманаха «Елки» (фильм так и называется «Елки Последние»), то почин «Т-34» может стать началом новогодней танковой франшизы. Перефразируя героев «Иронии судьбы», вскоре российский зритель скажет: «Каждый год 31 декабря мы ходим смотреть «танки».

Алексей Сидоров специализируется на социальных экшенах с криминальным оттенком. Он снял бандитский сериал «Бригада», боевик «Бой с тенью». По сути, «Т-34» тоже бодрый приключенческий боевик. Авторов мало интересует правда характеров, правда событий. В фильме достаточно драматургических ляпов. Да и места действия — вроде вегетарианского концлагеря, из которого на заправленном и снаряженном фашистами танке совершают побег герои. Или нарядных улочек европейских городов, затаивших дыхание при виде советской боевой машины. Все это лишь декорация для зрелищного компьютерного экшена. Ревущего из долби-динамиков, бьющего бронебойными снарядами (которыми почему- то сами немцы снабдили наших бойцов) по ушам (во время съемок для большего драйва актерам ставили под ухо колонку с долбящей музыкой Rammstein). Эксплуатирующего нещадно прием slow motion со столкновением снарядов в полете.

«Т-34» в фильме ведет звезда «Полицейского с Рублевки» — еще одного фильма чемпиона новогоднего проката — Александр Петров, который сегодня вытеснил с экрана Безрукова и занят практически во всех флагманских фильмах российского кино от «Гоголя» до «Притяжения» и «Стрельцова». Киночиновники, мудро расчистившие новогодний экран от западных «подделок» ради наших рекордсменов «Полицейский с Рублевки» и «Т-34», будут докладывать наверх о космически возросшей доле российского кино (по итогам новогодних праздников она составила беспрецедентные 72,9% совокупной посещаемости кинотеатров страны). А мы — подумаем о роли танков в современном отечественном кинопроме.

Броня крепка

Ну правда, почему именно танки в массовом порядке вдохновляют кинематографистов? Только что прошел нестерпимо телевизионный «Несокрушимый» от продюсера и ведущего Первого канала Алексея Пиманова. Пиманов чувствует актуальность темы. В 2017-м продюсировал «Крым» об операции «вежливых людей». В основе «Несокрушимого» история подвига экипажа советского танка КВ-1 под командованием Семёна Коновалова. Для военнослужащих Таманской и Кантемировской дивизий был организован предпремьерный показ.

Создатели «28 панфиловцев» снимали кино под рабочим названием «Увидеть Сталина», на экраны выпустили его под именем «Танки». И поведали нам о титаническом пробеге сквозь страну двух экспериментальных Т-34 Михаила Кошкина с целью продемонстрировать их могучесть Сталину. Героический эпик «Танки» — идеальное с точки зрения минкульта кино: пропагандистский блокбастер. Фильм и создан по инициативе министра. Но это была еще репетиция к успеху. Сидоров учел недостатки танковых опытов коллег. В его картине пропагандистский зуд отчасти укрощен незамысловатыми приключениями и энергичными боями, приправлен юмором, нарумянен любовной негой. Впрочем, более чем целомудренной — фильм с рейтингом 12+ адресован прежде всего юному зрителю.

Но по сути, все ленты, в той или иной степени работающие на топливе патриотического блокбастера, наследуют популярнейшему онлайн-шутеру World of Tanks — лучшем симулятору танковых сражений, его аудитория исчисляется почти сотней миллионов игроков.

Чем же по существу отличается новое российское «танковое кино» от советского военного кинематографа? Того же оттепельного «Жаворонка», приглашенного на Каннский кинофестиваль, по мотивам которого и снят «Т-34», или трагикомедии «На войне как на войне» Виктора Трегубовича с ее сугубо гражданским героем Саней Малешкиным, юным командиром самоходки СУ-100? Тот фильм снимали по повести фронтовика Виктора Курочкина, который считал себя «полномочным представителем тех, кто не вернулся с войны».

Почему при советской власти было столько разнообразных авторских, человечных, художественных фильмов на военную тему: от «Летят журавли» Калатозова до «Баллады о солдате» Чухрая, от «Иванова детства» Тарковского до «Мира входящему» Алова и Наумова, от «Солдат» Иванова до «Проверок на дорогах» Германа, от хуциевского «Был месяц май» до «Пороха» Аристова? При жесточайшей цензуре фильмам о войне позволялись определенные допуски. Их авторы предельно честно говорили с аудиторией на самые острые и при этом вневременные темы. Например, о том, как при тотальном наступлении на индивидуальность возникла возможность этой индивидуальности раскрыться на фронте. В тех фильмах живым пульсом билась фолкнеровская идея: с войны нельзя прийти победителем. В них было осознание глобальной катастрофы, которой была для нашего народа Вторая мировая. Духовная близость с произведениями Гроссмана, Некрасова, Кондратьева, Астафьева, Быкова. Военные фильмы стали не только вершиной отечественного кинематографа, но были признаны и прославлены в мире.

В новейшей отечественной киновойне не отыскать авторской точки зрения. Вместо обращения к мифу — мифологизация истории. Вместо антивоенного духа — девиз «Можем повторить!», призыв к подвигу. Вместо жестокого умного врага — сплошные идиоты. Романтизация войны, ощущение легкости победы охватывает экран, манит к себе новые поколения зрителей. Об инфантилизации зрительской аудитории с горечью говорил Алексей Герман. Кстати, мечтавший сделать с Константином Симоновым картину о конструкторе Кошкине. Но не приключенческий экшен, а жесткое черно-белое кино, в котором автор не замолчал бы тему трагического финала судьбы талантливого механика. Но кто бы смотрел сегодня эту картину? Привлекательней мультики РанЗар, заполнившие Сеть. Танкомульт работает под два миллиона просмотров.

«Война, — считал Томас Манн — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени». Проблем все больше, в том числе и под Новый год. И экран отвлекает от мути реальности волшебным пламенем доблестных ратных приключений. Учимся сражаться и умирать за родину. Да и сама реальность все больше напоминает военное фэнтези. В канун Нового года Россия получила подарок. Из Лаоса — «страны миллиона зонтов и белого слона» к нам вернулись три десятка легендарных тридцатьчетверок, до недавнего времени стоявших на вооружении лаосской армии. Танки пришли морем во Владивосток. Видимо сейчас на железнодорожных платформах едут в Московскую область. Вернувшиеся «символы патриотизма» будут не только участвовать в Парадах Победы. Уже обещано их снимать в кино. Значит будут новые госзаказы. Это ж сколько еще танковых киносериалов наснимают!

novayagazeta.ru.

***

Перед премьерой «Т-34» было показано так много рекламы, появилась такая масса противоречивых рецензий на этот фильм, что я решил посмотреть его и составить собственное мнение. Мнение составилось буквально через 30-40 минут просмотра («Т-34» шел более двух часов) и выразилось одним словом: сказка. Да, именно — сказка о войне, в которой, как в старых советских фильмах (особенно сороковых-пятидесятых годов), немцы показаны не просто дураками, а кончеными идиотами. Как еще можно назвать офицеров, которые выдали в пользование русским военнопленным трофейный «Т-34», не заглянув в него? А в танке-то вместе с убитыми танкистами оказались снаряды! Кто бы мог подумать?! И ведь лежали прямо на виду, стоило только приоткрыть люк. Естественно, потом этими шестью снарядами советские танкисты мастерски подбили пять немецких танков и разбомбили штаб противника.

Массу других несуразностей, поддерживающих сказочную концепцию фильма, можно было легко обнаружить, даже постоянно отвлекаясь на поедание попкорна. Вот, например, противоречащий здравому смыслу и не менее глупый, чем незамеченные снаряды в танке, момент. Главный герой фильма — советский танкист, младший лейтенант Коля Ивушкин (его сыграл Александр Петров), попавший в плен под Москвой в ноябре 1941 года, вплоть до весны 44-го «не выдал» немцам своего имени и воинского звания. «Любознательные» фрицы все эти годы, страшно истязая Ивушкина в концлагере, пытаются выбить из него столь «секретные» и необходимые им сведения. Но лейтенант героически переносит пытки, понимая, что если немцы узнают, как его зовут, то Красной армии и «день не простоять, и ночь не продержаться».

Хотите еще сказочных сюжетов? Извольте. Они нанизаны друг за другом, как мясо на шампур. Чего только стоит «жареный» в прямом смысле эпизод, когда немецкий снаряд пробивает насквозь башню тридцатьчетверки, но почему-то не взрывается внутри, и сидящие там танкисты остаются живы. Не менее абсурден и другой «кулинарный» эпизод, когда на площади в немецком городке голодные советские танкисты пополняют продуктовые запасы капустой и морковью, а немецкие фрау чуть ли не с радостью и вприпрыжку несут к танку литровые кружки с пивом. И наконец, сцена, когда «благородный» немецкий танкист-ас грациозно бросает перчатку советскому, вызывая его на дуэль на танках. А проиграв поединок, прежде чем рухнуть с моста в пропасть вместе со своей «Пантерой», немец жмет руку русскому в знак уважения...

Стыдно признаться, но порой я с трудом сдерживал смех.

Пожалуй, в этом фильме есть один правдоподобный эпизод, хотя и в нем не обошлось без фальши. Немцы, прежде чем устроить танковый бой на улицах маленького немецкого городка (фальшивость именно в этом), эвакуировали из него всех жителей. Вот в это можно поверить. Мне сразу вспомнился рассказ одной старушки из деревни Красный Бор — о том, как в сентябре 1941-го занявшие деревню немцы выселили всех местных из своих домов под предлогом того, что вскоре в населенном пункте начнутся жестокие бои и мирным жителям небезопасно там находиться.

Вернувшись из кинотеатра домой, я первым делом сел за компьютер и нашел в Сети советский фильм «Жаворонок» 1964 года. Вряд ли молодые люди знают о нем, и уж наверняка мало кто его видел. Собственно, «Т-34» это просто ремейк «Жаворонка». В советском фильме, сценарий которого написали выдающиеся поэты Сергей Орлов и Михаил Дудин, рассказана подлинная история, основанная на реальном факте, случившемся в 1942 году. Немцы, испытывая на полигоне мощь своих бронебойных снарядов, в качестве мишеней задействовали трофейные тридцатьчетверки с экипажами, сформированными из военнопленных, и одному танку удалось вырваться из кольца огня. Он несколько часов колесил по дорогам в глубоком немецком тылу, наводя ужас на местных жителей.

И хотя в реальности развязка той истории была предсказуема и трагична — танк подбили и весь экипаж погиб, — авторы фильма несколько изменили концовку: главный герой, уже в одиночку, мчится на танке к вражескому аэродрому и вдруг видит на дороге немецкого ребенка. Спасая его, танкист погибает сам. Тогда в этом был глубокий, идеологический смысл — надо было показать советского солдата-героя, солдата-освободителя. (Кстати, немцы в «Жаворонке» тоже не очень умные). А в чем смысл современного ремейка? Нужна ли страшная, жестокая правда о той войне молодому поколению? Похоже, нет. Современный фильм — это, скорее, игра в войнушку, с компьютерными эффектами и элементами фантастики.

Когда я вижу такие фильмы — якобы о войне, — вспоминаю слова великого русского писателя, ветерана Великой Отечественной Виктора Астафьева: «Тот, кто врет о войне прошлой, приближает будущую. Ничего грязней, кровавей, жестче, натуралистичней прошедшей войны на свете не было. Надо не героическую войну показывать, а пугать ей, ведь война отвратительна. Надо постоянно напоминать людям о войне, носом как котят слепых тыкать в нагаженное место, в кровь, гной в слезы. Иначе ничего от нашего брата не добьешься».

rosbalt.ru.

 
Рассказать про это друзьям в:

Добавить комментарий

Внимание!
Перед публикацией комментарий проходит проверку.
В комментарии к материалу разрешено выражать свое отношение к тексту или событию в пристойной форме. В случае появления ненормативной лексики, перерастания комментирования в оскорбления и т.д., комментарии будет удаляться.
Если вы заметили сообщение с нарушением, нажмите возле него на кнопку с зеленым гоблином.
Давайте не будем сами себе злобными Буртинами

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Реклама
Железногорская городская ритуальная служба





Ваша реклама на сайте
C Новым Годом!
Мы поддерживаем
РОСЖКХ
ЗАСТАВЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ РАБОТАТЬ!

История Железногорска
событий нет

по материалам библиотеки им.Горького
Телепрограмма
Телепрограмма операторов г. Железногорск
КАБЕЛЬНЫЕ

ЭФИРНЫЕ
Погода в Железногорске
Погодный информер meteo26.ru




подробно
Немного юмора

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить