Уран-Батор
Сайт Эдуарда Безобразова

Железногорск

Главная arrow Публикации arrow Страна и Мир arrow Бог дал - бог взял  
Tuesday, 18 December 2018
Меню
Главная
Антологии
Публикации
Город за неделю
Загадки нашего городка
Форум Железногорска
Веб-камеры города
Смотреть новости
Объявления
Фотографии
Я Вижу
Файлы
Сайт
Сайты Железногорска
Город Железногорск
Опрос
Куксин спрятал в стену ДК:
заначку от жены
список членов ПЖИВ
диафильм про МОКС
флэшку Брайля
мышку Пешкова
счастье Железногорска



результаты

Комментарии
RSS
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31           

Подпишитесь на обновления сайта!



Twitter Уранбатора




Google
Поиск по сайту

Бог дал - бог взял Печатать E-mail
Monday, 03 December 2018

Статья "Оскорбление чувств неверующих" в УК РФ не помешала бы.

«Наполнить весь собор молящимися»

Смольный уступает РПЦ очередные музейные площади Исаакия.

Верующим, по заверениям настоятеля храма, тесно в отведенном для регулярных богослужений приделе Александра Невского, требуется еще один — Екатерининский. Но и на этом не остановятся. «Господь нам все вернет», — не сомневается митрополит Варсонофий.

За прошлый год музей Исаакиевского собора посетили 3 814 069 человек, на церковные службы пришло в сотню раз меньше — 37 553. Получается, единовременно помолиться собирается около полусотни. Это понятно: в дни больших праздников наплыв возрастает, а в будни, бывает, и двух десятков не насчитаешь. Статистику сотрудники музея ведут утром и вечером, итоги за месяц представляют директору. При этом, как они поясняют на условиях анонимности, многие из посчитанных просто пользуются бесплатной возможностью осмотреть интерьеры: зайдут, якобы по религиозной надобности, человек 30, а в самом приделе Александра Невского на службе стоят лишь 5–7, остальные гуляют по музею.

Все последнее десятилетие по соглашению с городом богослужения разрешается проводить здесь дважды в день (по особым праздникам задействуют центральный придел Исаакия Далматского). Но судя по их расписанию, далеко не всегда этот лимит выбирается: в ноябрьском, например, против четырех дней — пропуск.

К приделу св. Екатерины служители культа примерились еще два года назад: отслужив там литургию в день поминовения этой великомученицы, 7 декабря. Недавно защитники музея распространили информацию о том, что на эту же дату теперь намечено освящение Екатерининского придела с проведением службы митрополитом Варсонофием — в ознаменование передачи РПЦ и этой части Исаакия; такое решение якобы уже продавлено через городской комитет по культуре.

Опасения подтвердились. С датой только пока еще нет полной ясности. Вице-губернатор Владимир Кириллов рассказал интернет-изданию «Фонтанка», что причиной передачи придела св. Екатерины послужило обращение настоятеля храма, пожаловавшегося на то, что верующим не хватает места. В какой форме было подано это обращение, какими обоснованиями подкреплено, чиновник не раскрыл. Похоже, в Смольном готовы верить божьим людям на слово и удовлетворять их желания без лишних проволочек — в отличие от ходатайств каких-нибудь детских творческих студий или самодеятельных театров, годами выпрашивающих пристойное помещение.

Попутно вице-губернатор выразил уверенность, что на плановых реставрационных работах в Екатерининском приделе такая перемена участи никак не отразится. Но и это пока лишь слова: сотрудники музея опасаются, что срыв графика (намеченному торжественному богослужению помешают строительные леса) может вылиться в многомиллионную неустойку. И задаются вопросом: кто ее покроет, митрополит Варсонофий, вице-губернатор Кириллов или музей?

То, что РПЦ затеяла «новый поход на Исаакий», защитники музея заподозрили несколько месяцев назад. В августе петербургская епархия объявила конкурс по выбору главного православного символа города. Затею сопровождала богатая рекламная кампания: 250 уличных рекламных постеров, 130 плакатов и звуковая реклама в метро, реклама на городских телеканалах и на 700 установленных в салонах наземного транспорта электронных экранах. Финальное онлайн-голосование в интернете, анонсировавшее участие «всех людей мира», прошло 18 ноября. Поучаствовать в нем можно было только в течение 12 часов, выбор ограничивался дюжиной непонятно как вышедших в финал номинантов (в шорт-лист не попал, например, давно признанный символом Петербурга Петропавловский собор). При этом динамика поступающих в пользу тех или иных номинантов голосов не показывалась.

Согласно итоговым данным, оглашенным сектором коммуникаций петербургской митрополии, волеизъявление «людей мира» свелось к участию представителей Москвы и Петербурга, Республики Карелия, Нижегородской области, Краснодарского края, Ростова и Самары — всего проголосовало 7693 человека. Такой показатель оппоненты восприняли скептически: в группах проекта в социальных сетях набралось всего около 600 человек, в Twitter — 345. По подсчетам устроителей конкурса Исаакиевский собор захотели видеть православным символом Петербурга 1486 россиян (около 20% проголосовавших). Этого митрополиту Варсонофию оказалось достаточным, чтобы объявить завершенную операцию «народным волеизъявлением» — во исполнение которого теперь о новом статусе Исаакия как православного символа Петербурга «обязаны будут рассказывать всем туристам». Владыка также выразил уверенность в том, что собор вернется церкви и станет кафедральным: «Надо чаще молиться, посещать начинать собор почаще, наполнить весь собор молящимися, и Господь нам все вернет».

Паства пока индифферентно отнеслась к призыву митрополита: вчера наш фотокорреспондент зафиксировал на вечерней службе в Исаакии с десяток молящихся.

Почти одновременно с оглашением результатов выбора «православной святыни» подвели и предварительные итоги организованного Минкультом конкурса на «самый любимый музей – 2018» (онлайн-голосование, в котором поучаствовало около 50 тыс. человек, проводилось на портале «Культура.РФ»). Там Исаакиевский собор вышел на третье место по стране, уступив Эрмитажу и занявшему первую позицию Петергофу. Правда, предварительные результаты с портала быстро исчезли, а взамен появилась информация о том, что окончательные итоги огласят «в середине декабря».

Депутат петербургского парламента Борис Вишневский призвал вице-губернатора Владимира Кириллова не допустить отъема Екатерининского придела собора, «необходимого для полноценной работы единого пространства музея». «Только музейные специалисты могут правильно содержать и реставрировать архитектурный шедевр, который принадлежит всем гражданам России и жителям Петербурга, а не только одной религиозной конфессии, — убежден парламентарий. — В приделе св. Екатерины музей постоянно проводит выставки, презентации книг, иные культурные мероприятия».

Вишневский также разделяет обеспокоенность специалистов, что приход Исаакиевского собора уже «заполнил музейное пространство церковными лавками и ящиками для сбора пожертвований», а в случае передачи ему новых площадей может быть сорвана плановая реставрация Екатерининского придела. Тем временем петиция с требованием остановить передачу Исаакиевского собора РПЦ собрала уже около 220 тысяч подписей. Горожане готовятся к новой волне акций в защиту музея.

novayagazeta.ru.

***

Петербургский государственный музей городской скульптуры — единственный на всю страну, где занимаются изучением, охраной и реставрацией памятников монументального искусства в открытой городской среде. Свою работу он начал еще в 1932-м, его главные постоянные экспозиции — усыпальницы и некрополи Александро-Невской лавры, в том числе двухуровневая Благовещенская церковь, старейший каменный храм Петербурга.

На втором этаже (церковь Александра Невского) размещается экспозиция «Знаки памяти» — 70 произведений мемориальной скульптуры. Теоретически ее возможно перенести в другие помещения. А вот с нижним храмом-усыпальницей такого не может быть по определению: изначально под ее полом были устроены «могильные места», где в XVIII веке захоронили 14 представителей дома Романовых и их родственников, здесь лежат сподвижники Петра I и многие другие выдающиеся государственные деятели, включая генералиссимуса Суворова.

Из 112 составляющих это собрание памятников 78 расположены непосредственно на местах исторических захоронений. То есть данные объекты музейного фонда неотчуждаемы не только по закону, но и просто физически: выдрать их из родных стен без ущерба для культурного наследия невозможно. Например, в алтарной части — вмурованное в стену надгробие А. Лазарева, выполненное скульптором Мартосом из цельного куска мрамора (3 х 2,5 х 1,2 м). И таких крупноформатных экспонатов, не проходящих в существующие дверные проемы, еще шесть.

Собственно, неделимость и неотчуждаемость были главными контраргументами против передачи Благовещенской церкви РПЦ — а такие попытки предпринимались с 2010 года. В 2015-м губернатор Полтавченко уже было вывел резолюцию «полагаю возможным», поручив «проработать вопрос» имущественному блоку и Комитету по культуре Смольного. Подготовленный тогда Комитетом имущественных отношений проект распоряжения был направлен директору музея Владимиру Тимофееву — с указанием рассмотреть и сообщить свое мнение в кратчайший срок. После вступления распоряжения в силу музею предписывалось за месяц представить документы, необходимые для госрегистрации прекращения прав управления объектом, и передать его в безвозмездное пользование петербургской епархии. Вопрос о предоставлении музею альтернативных помещений обходился молчанием.

В Смольном, очевидно, не сомневались, что согласие музея — чистая формальность, получить его труда не составит. Но просчитались. Директор музея Владимир Тимофеев не убоялся встать на защиту вверенного культурного наследия и сообщил в ответном письме: согласовать предложенный КИО проект распоряжения музей не считает возможным. Засим следовало перечисление норм Гражданского кодекса, федеральных законов и ведомственных инструкций, которым противоречило бы «безосновательное обращение музея с добровольным отказом от права оперативного управления». К письму прилагалась обосновывающая позицию музея аналитическая справка, составленная главным юрисконсультом Союза музеев России, экспертом ЮНЕСКО по вопросам музейного права С.С.Жамкочьяном. Этот профессиональный анализ убедительно доказывал абсолютную несостоятельность предложенного КИО проекта решения.

Оформить его юридически в итоге оказалось невозможно. Вице-губернатор Михаил Мокрецов уведомлял Георгия Полтавченко: «Объективная необходимость нахождения музейных предметов в Усыпальнице обусловлена историческими и культурными особенностями данного помещения», «музейные предметы — надгробия захоронений, в силу своего назначения не могут быть отделены от Усыпальницы», а сама она «не относится к имуществу религиозного назначения». Все это, констатировал Мокрецов, не позволяет передать храм РПЦ, опираясь на федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…». Но, как тут же подсказывал чиновник, удовлетворить желание епархии можно на основании другого ФЗ — «О защите конкуренции…».

Однако и этот довод оказался побит. Одиннадцать депутатов городского парламента в своем обращении к губернатору и членам Совета Федерации от Петербурга Валентине Матвиенко и Людмиле Косткиной указали: нормы ФЗ «О защите конкуренции…» позволяют заключать с религиозными организациями договоры о переходе прав владения или пользования в отношении госимущества, но лишь не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. А здесь не тот случай, объект в оперативном управлении Музея городской скульптуры. Тогда, кстати, Валентина Матвиенко и ее коллега Людмила Косткина ответили, что разделяют выраженную городскими парламентариями озабоченность, — согласившись, что передача усыпальницы епархии невозможна без нарушения действующего законодательства. И поддержали рассматривавшееся ранее компромиссное решение, при котором РПЦ получает только верхнюю церковь. Такой вариант виделся приемлемым и городскому комитету по культуре, но был отвергнут епархией.

И вот теперь митрополит Варсонофий вознамерился решить вопрос с и. о. губернатора Александром Бегловым. Аппетит за прошедшие три года изрядно разыгрался: владыка просит «вернуть» уже не только Благовещенский храм, но и еще пять зданий, поскольку-де все они входят в состав единого монастырского комплекса Александро-Невской лавры. При этом митрополит ссылается на утвержденный КГИОП план границ данного памятника — хотя к имущественным вопросам данный документ не имеет никакого отношения. Пожелания епархии митрополит изложил в двух письмах, направленных и. о. градоначальника еще 10 октября, но достоянием гласности они стали лишь теперь — благодаря депутату Максиму Резнику.

Пять зданий, включенных в добавочную порцию к столу РПЦ, это: церкви св. Лазаря (пл. Александра Невского, д. 1, лит. Г) и Тихвинская (пл. Александра Невского, д. 1, лит. А), богадельня (Невский пр., 179, лит. Б), певческий корпус (Невский пр., 179, лит. А) и монастырский жилой дом (Чернорецкий пер., 8, лит. А). Все перечисленные здания используются Музеем городской скульптуры: там развернуты экспозиции, работают реставрационные мастерские, проводятся временные выставки, научные конференции, мастер-классы, целый калейдоскоп прекрасных познавательных и образовательных программ для детей и взрослых.

С музеем хотелки епархии никто до сих пор не обсуждал, писем митрополита там не видели. Но если изложенные в них просьбы Смольный удовлетворит, это будет равнозначно уничтожению музея, признает его директор Владимир Тимофеев. Хранители наследия напоминают также, что по закону кладбища неотчуждаемы из государственной собственности — а вверенное их попечению собрание мемориальной скульптуры в значительной части составляет единое целое с захоронениями. В случае возобновления регулярных богослужений в церкви (которая, кстати, никогда не была приходской) от свечной копоти пострадает мрамор уникальных произведений.

Кроме того, историческая планировка Благовещенской усыпальницы такова, что при устройстве иконостаса за алтарной преградой и вне зоны доступа посетителей окажутся так называемые царские плиты и вход в каменную палатку, примыкающую к юго-восточной части здания. И едва ли нынешние пастыри потерпят соседство с теми скульптурами, что, по их рассуждению, могут смущать прихожан. В дореволюционное время к таковым, например, отнесли полуобнаженного Гения Славы в скульптурной композиции надгробия князя А. М. Голицына, отсылающей к ратным подвигам фельдмаршала. Тогдашние блюстители нравственности распорядились замуровать в нише античного героя и заставить иконками. Долгое время это произведение скульптора Гордеева считалось утраченным, пока в 1936 г. не было раскрыто хранителем музея Н. В. Успенским. Не приходится сомневаться, что нынешние ревнители целомудрия потребуют высылки и для других «неприличных» экспонатов — а обнаженных коленей или плеч там немало.

Так что декларируемое епархией сохранение свободного доступа граждан к культурным ценностям (гарантированного Конституцией) вызывает большие сомнения.

По закону выдворить учреждение культуры из занимаемых им помещений можно лишь после предоставления ему равноценных площадей. В 2015-м Музею городской скульптуры передали дышащую на ладан, много раз горевшую Уткину дачу. К базовым ремонтным работам на главном здании этого усадебного комплекса приступили только минувшим летом, до реставрации дело еще не дошло, а к хозяйственному корпусу и обустройству территории памятника еще даже не подступались. По оценкам специалистов, на все необходимые мероприятия уйдет еще лет пять — это при благоприятном стечении обстоятельств и своевременном финансировании. Но Уткина дача в принципе не может рассматриваться как альтернатива, а лишь как дополнение — например, для размещения музейного культурного центра по работе с детьми и молодежью. Никто ведь в здравом уме не станет рассматривать перенос сюда захоронений с надгробными памятниками.

Пять лет назад петербуржцы еще готовы были обсуждать вариант передачи епархии верхней церкви Благовещенского храма-усыпальницы. Но за прошедшие годы РПЦ, с ее битвами за недвижимость и выказанной решимостью не щадить никого (будь то планетарий, детский театр или научный институт с уникальными лабораторными площадками), сама выжгла поле для компромиссов.

novayagazeta.ru.

 
Рассказать про это друзьям в:

Добавить комментарий

Внимание!
Перед публикацией комментарий проходит проверку.
В комментарии к материалу разрешено выражать свое отношение к тексту или событию в пристойной форме. В случае появления ненормативной лексики, перерастания комментирования в оскорбления и т.д., комментарии будет удаляться.
Если вы заметили сообщение с нарушением, нажмите возле него на кнопку с зеленым гоблином.
Давайте не будем сами себе злобными Буртинами

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Реклама
Железногорская городская ритуальная служба





Ваша реклама на сайте
Мы поддерживаем
РОСЖКХ
ЗАСТАВЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ РАБОТАТЬ!

История Железногорска
событий нет

по материалам библиотеки им.Горького
Телепрограмма
Телепрограмма операторов г. Железногорск
КАБЕЛЬНЫЕ

ЭФИРНЫЕ
Погода в Железногорске
Погодный информер meteo26.ru




подробно
Немного юмора

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить