Уран-Батор
Сайт Эдуарда Безобразова

Железногорск

Главная  
Вторник, 19 Ноябрь 2019
Меню
Главная
Антологии
Публикации
Город за неделю
Загадки нашего городка
Архив форума
Фотографии
Файлы
Сайт
Город Железногорск
Опрос
А если арестуют Кулеша он:
мошенник
жертва гебни
а кто это
чума на эти оба дома



результаты

Комментарии
RSS
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Подпишитесь на обновления сайта!



Twitter Уранбатора




Google
Поиск по сайту

Железногорск Печатать E-mail
Вторник, 09 Январь 2007

Недавно мне на глаза попался официальный отчёт о состоянии дел в ЗАТО, написанный в Сером доме в 2003 году. Бумага эта показалась мне достаточно интересной как для жителей Железногорска (красноярский железногорск), так и для иногородней публики. Посему предлагаю её вашему вниманию.

Эдуард БЕЗОБРАЗОВ.

 

Общие сведения о ЗАТО Железногорск

Город Железногорск (ранее Красноярск-26) был основан в 1950 г., получил статус города - с 1954 г. Статус ЗАТО г. Железногорск определяется федеральным Законом "О закрытом административно-территориальном образовании", другими законами РФ, Красноярского края и Уставом ЗАТО.

Географическое положение определялось исторической ролью города: равноудаленность от границ, близость к промышленному центру, наличие транспортных путей сообщения (автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, авиатранспорт), относительная сейсмическая устойчивость района, возможность проведения подземных работ для размещения производства, обеспеченность водными ресурсами.

Железногорск располагается в 60 км. от крупного промышленного центра Сибири - г. Красноярска, в непосредственной близости к магистральной транспортной сети России. Красноярский транспортный узел расположен на пересечении Транссибирской железнодо­ рожной магистрали с одной из крупнейших рек мира - Енисеем. В его состав входят 10 же­ лезнодорожных станций (в том числе ст. Базаиха, к которой подходят железнодорожная вет­ ка на г. Железногорск). Через г. Красноярск проходят трассы внутрироссийских авиалиний, связывающие крупнейшие города Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, Красноярск на­ ходится на пересечении федеральных автомобильных дорог Новосибирск-Красноярск- Иркутск, Красноярск-Кызыл.

 

Краткая история города

Город Красноярск-26 (сейчас ЗАТО г. Железногорск) создавался в 50-е годы как фе­деральный центр оборонного значения, деятельность которого должна была обеспечить имеющуюся в то время, потребность в оружейном плутонии (обеспечение государственной безопасности). Основным предприятием, реализующим эти задачи, являлся Горно- химический комбинат - единственное в мире производство такого масштаба и технологиче­ской сложности, которое было размещено в подземных выработках.

Изначально развитие этого уникального производства было определено задачами обеспечения государственной безопасности и ориентировано на практический (конкрет­ный) результат - получение оружейного плутония. Для решения этих задач требовались специалисты высокой квалификации, способные запустить не имеющие аналогов в мировой практике подземные реакторы. Таким образом, на предприятии исторически сложилась практическая направленность деятельности, ориентированная на производство (выработку) промышленной продукции, а не на создание, например, новых технологий.

В настоящее время на комбинате сосредоточено 20% работающего населения города, что вместе с членами семей работников ГХК составляет почти половину городских жителей. Доля ГХК в объеме продукции, работ, услуг промышленного характера составляет 68%; в общем объеме продукции города - 18%; в совокупной сумме налоговых поступлений в ме стный бюджет - 26%. Комбинат является основным поставщиком тепловой энергии, обеспе­чивающей жизнедеятельность города.

Основными направлениями деятельности ГХК являются:

•  Совершенствование процедур и технологий обращения с облученным ядерным топливом и расширение рынка услуг с ОЯТ АЭС ближнего и дальнего зарубежья;

•  Создание комплексного производства полупроводникового кремния;

•  Вывод из эксплуатации оборонных объектов и ликвидация последствий оборонной деятельности ГХК;

•  Развитие существующих и создание новых конверсионных производств.

Другим предприятием, решающим задачи обеспечения обороноспособности стра­ ны, но в области ракетостроения, а в дальнейшем, и космических аппаратов, является ФГУП НПО ПМ, созданное в 1959 г. как филиал ОКБ-1 (КБ, возглавляемое в то время С.П.Короле вым). Основными направлениями деятельности являлись: создание ракетоносителей, в даль­нейшем, приоритеты сместились в область проектирования и опытного производства косми­ческих аппаратов связи, навигации, геодезии, разработки и производства антенных систем, механики, приборостроения.

Главным отличием НПО ПМ от других градообразующих предприятий является соз­ дание новых технологий, поиск оригинальных конструкторских решений, совершенствова­ ние механических систем, и, как следствие, значительные конкурентные преимущества, вы­ разившиеся в успешном развитии дочерних предприятий НПО ПМ (именно на «эксплуата­ ции» результатов деятельности КБ).

Основные направления развития предприятия:

•  Освоение производства связных КА типа «Экспресс-1000», «Экспресс-2000»;

•  Создание производства силовых сотовых конструкций;

•  Создание научно-технического задела для высоко­ энергетической платформы (15-25 кВт).

Для выполнения строительно-монтажных работ как по строительству промышленных объектов, так и объектов жилого сектора, было создано Строительное Управление (СПАО «Сибхимстрой») - одно из первых городских предприятий. Силами городских строителей были возведены все объекты, являющиеся предметом гордости, как на территории г. Железногорска, так и за его пределами. В связи с сокращением объемов строительно-монтажных работ, финансируемых за счет федерального бюджета, предприятие оказалось в тяжелом финансовом положении, и в ходе начавшейся реструктуризации были выделены такие орга­ низации, как ООО «Атомстрой», и ФГУП УССТ № 9.

«Химический завод», филиал ГП «Красмашзавод», создавался как испытательный по­ лигон жидкостных ракетных двигателей. В дальнейшем завод проводил испытания в раз­ личных направлениях: отрабатывались двигатели для баллистических ракет подводных ло­док, был построен комплекс заправки и ампулизации ракет, испытывались двигатели для системы «Буран», проектировались стенды для испытаний в условиях вакуума и низких тем­ператур. В связи с прекращением в 1993 г. финансирования оборонного заказа завод оказался в тяжелом экономическом положении, и активно включился в освоение конверсионных производств, утилизацию БРПЛ (по контракту с МО США).

В настоящее время основными направлениями деятельности Химзавода являются: производство криогенной продукции, производство товаров народного потребления, утили­ зация ракетно-космической техники и ракетного топлива, работы в области производства оборонной техники, освоение производства газобаллонного оборудования для автомобилей, оказание метрологических, автотранспортных, энергетических услуг и услуг связи.

 

Текущая экономическая и демографическая ситуация

Результаты деятельности вышеперечисленных предприятий оказывают наибольшее влияние на социально-экономическое развитие города, и в том числе, на уровень безработицы и демографическую ситуацию.

Изменения в объеме производства продукции, работ, услуг в целом по ЗАТО определяются тенденциями развития таких отраслей как наука, промышленность, строительство. Так, за анализируемый период (с 1999 г по 2002 гг,) наблюдается увеличение объемов выпускаемой продукции (до 6 100 млн.руб.), которое обусловлено ростом объемов производства, в основном, по ФГУП НПО ПМ. Следует отметить изменения в структуре производства продукции, а именно значительное увеличение доли науки при сохранении доли промышленности и снижении доли строительства

 

Демографическая ситуация

Начиная с 1993 года общая численность населения ЗАТО Железногорск превысила 100 тыс. человек и практически не изменяется по годам. Можно выделить основные факторы, влияющие на «относительную стабилизацию» численности населения:

•  наличие естественной убыли населения;

•  положительное сальдо миграционного потока (с 1994 г).

Демографическая ситуация в 2002 году характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с опережающими (по сравнению с рождаемостью) темпами роста смертности. Доля работающего населения в общей численности населения существенно не изменилась и составляет 52%.

Помимо этого прослеживаются негативные тенденции изменения структуры населе­ ния по возрасту, выражающиеся в увеличении удельного веса пенсионеров (до уровня 25% в общей численности населения) и снижении доли детей и школьников.

 

Рынок труда

По фактическим данным 2002 г. отмечается сокращение численности работающих на 4 %, вызванное снижением количества занятых в строительстве, промышленности и науке. Следует отметить, что это сокращение численности происходит при фактически неизмен­ ном значении работающего населения (рост на 0,29%), что объясняется увеличением коли­чества людей, работающих за пределами Железногорска и в сфере малого предприниматель­ ства. При этом наблюдается значительное опережение численности выбывающих работни­ ков в непроизводственной сфере, по сравнению с материальным производством (числен­ ность практически не изменилась), вызванное более низким уровнем оплаты труда.

Увеличение численности официально зарегистрированных безработных (830 человек по сравнению с 722 чел в 2001 и 2002 гг. соответственно) обусловлено реструктуризацией, проходящей на градообразующих предприятиях, и в основном, за счет высвобождения работников в строительстве (ООО «Атомстрой», СПАО «Сибхимстрой») и в промышленности.

 

Оплата труда

В 2002 г. средняя заработная плата в целом по ЗАТО Железногорск составила 4 981 руб, при этом наибольшая оплата труда наблюдалась в промышленности (6137 руб), затем следуют такие отрасли, как транспорт (5164 руб), наука (5030 руб), связь (4921) и пр., наименьшая оплата труда отмечалась в сфере физической культуры (2188 руб).

Оценивая изменения по оплате труда на период 2003-2004 гг. необходимо отметить опережающие темпы роста заработной платы в непроизводственной сфере по сравнению с материальным производством, вызванные, в основном, увеличением данного показателя по науке. В результате - прогнозируемый уровень оплаты труда в науке превысит значения заработной платы в промышленности (традиционно являющейся «лидером» на протяжении последних лет). Также в непроизводственной сфере наблюдается существенное увеличение уровня оплаты труда в здравоохранении (за счет ЦМСЧ-51) и рост заработной платы составит около 1,38 раза.

Влияние данных факторов, а также структурные сдвиги в численности работающих приведут к тому, что средняя заработная плата по ЗАТО Железногорск увеличится более чем на 15% (к уровню 2003 г) и составит ~ 6800 руб.

 

Инфраструктура

Можно отметить высокий уровень развития социально-культурной сферы Железногорска - большое количество объектов социально-культурной сферы (4 бассейна, 3

спортивные школы и 28 спортивных залов, 2 стадиона, школа искусств, художественная школа, Дворец Культуры, 2 профессиональных театра, музейно-выставочный центр, развитая система здравоохранения). Характерным является низкая стоимость услуг спортивных учреждений (за счет дотаций местного бюджета), системы дополнительного образования, а также значительные вложения администрации в оснащение школ, детских садов (наибольшая доля в расходах бюджета).

 

Перспективы развития градообразующих предприятий

Для ФГУП ГХК основным является реализация проектов федерального масштаба, таких как создание комплексного производства полупроводникового кремния (в 1-ом полу­годии 2005 года планируется ввести в эксплуатацию 1-ый пусковой комплекс), энергозаме щение действующего реактора АДЭ-2 - строительство Железногорской ТЭЦ, строительство сухого хранилища

ФГУП НПО ПМ связывает перспективные работы с расширением партнерства с за­рубежными компаниями, развитием кооперации и созданием «Ракетно-космической кор­порации имени Решетнева» (РКК), в состав которой будут входить несколько основных предприятий отрасли. Приоритетными направлениями деятельности РКК являются разра­ ботка, модернизация, производство и сопровождение эксплуатации глобальных космических информационных и координатно-метрических систем различного назначения для федераль­ ных государственных нужд и иностранных заказчиков, при этом доля РКК в общем объеме работ при изготовлении КА может возрасти до 63-68% (в зависимости от типа КА).

Ближайшие планы ФГУП "УССТ 9" включают в себя восстановление производ­ ственного потенциала за счет собственных источников и бюджетного финансирования Спец­ строя России, техническое перевооружение производства продукции (в 2003 г. - на сумму около 31 млн. руб.), внедрение мероприятий по снижению энергопотребления на единицу продукции и пр. В 2004 году для ФГУП УССТ № 9 планируется выполнение строительно- монтажных работ на строящихся объектах ФГУП ГХК и пр. на общую сумму 960 000 тыс. руб.

 

 

СПРАВКА

1. Численность населения ЗАТО г.Железногорск - 103,3 тыс.чел., в том числе работающее население - 53,6 тыс.чел.

 

Проживает в:

•  г.Железногорске -94,1 тыс.чел.

•  пос.Подгорный - 6,8 тыс.чел.

•  сельской местности - 2,4 тыс.чел.

 

По категориям:

•  дошкольники - 5,4 тыс.чел.

•  школьники - 12,3 тыс.чел.

•  студенты - 4,3 тыс.чел.

•  пенсионеры - 25,5 тыс.чел., в том числе 17,5 тыс.чел. - неработающие пенсионеры.

 

Естественное движение населения за 2002 год:

На 1000 населения:

•  родившихся - 7,7

•  умерших - 12,7

•  естественная убыль - 5,0.

 

Миграция населения за 2002 год:

•  прибыло - 1,3 тыс.чел.

•  убыло - 0,7 тыс.чел

- миграционный прирост - 0,6 тыс.чел.

 

Крупные предприятия города:

1. Горно-химический комбинат - (промышленность) государственная форма собственности

а) кол-во работающих - 9,3 тыс.чел

б) начислен.ном. з/плата - 8,8. тыс.руб.
(май 2003 г.)

2. НПОПМ - (наука) государственная форма собственности

а) кол-во работающих - 5,5 тыс.чел.

б) з/плата (май 2003 г.) - 6,3 тыс.руб.

 

3. ООО «Атомстрой» - (строительство) смешанная форма собственности

а) кол-во работающих - свыше 700 чел.

б) средняя з/плата (май 2003 г.) - 5,5. тыс.руб.

4. ФГУП УССТ № 9 при Спецстрое России - (строительство) государственная форма собственности

а) кол-во работающих - свыше 700 чел.

б) средняя з/плата (май 2003 г.) - 4,0 тыс.руб.

5. На предприятиях ЖКХ (муниципальная форма собственности)

а) кол-во работающих - 2,4 тыс.чел.

б) средняя з/плата (май 2003 г.) - 4,8 тыс.руб.

6. В учреждениях здравоохранения работает - 1,7 тыс.чел.

средняя з/плата - 4,8 тыс.руб.

7. В учреждениях культуры работает - 0,8 тыс.чел.

средняя з/плата - 2,9 тыс.руб.

•  Численность частных предпринимателей - 4,4 тыс.чел.

•  Кол-во предприятий малого бизнеса, осуществляющих хозяйственную деятельность - 0,5 тыс.един. В них работающих свыше 4 тыс.человек.

•  Средняя заработная плата по ЗАТО г.Железногорску (май 2003 г.) - 5,8 тыс.руб.

•  Средняя пенсия за 2002 год - 1608 руб.

3. В ЗАТО г.Железногорск:

•  Кол-во детских садов, яслей - 6 ед. Объединенных детских садов-яслей - 31 ед.

•  Кол-во общеобразовательных школ - 20 ед.

3. Кол-во филиалов ВУЗов - 8 ед. Техникум – 1, у чилища - 2.

4. Культурно-просветительные учреждения:
1. Клубы, Дворец культуры - 7 ед.

•  Театры - 3 ед. (в том числе 1-кукольный)

•  Кинотеатры - 2 ед.

•  Музыкальная школа - 1

•  Библиотеки-3

•  Музей - 1

•  ПКиО -1.

 

Оплата труда

Зарплата основной массы работающих в Железногорске остаются низкими, хотя за по­ следние два года заметен ее быстрый рост, характеризующийся, тем не менее, неоднородно­стью по различным отраслям и предприятиям. Однако, основная масса специалистов весьма инертна в отношении вопросов смены места работы, несмотря на низкую заработную плату.

Динамика уровня заработной платы

Анализируя изменение оплаты труда по отраслям, следует отметить, что в материаль­ном производстве, наблюдаются более высокие значения оплаты труда, и по сравнению с не­ промышленной сферой уровень оплаты труда с 1999-2002 гг. растет более быстрыми темпа­ми. В среднем по ЗАТО Железногорск оплата труда за месяц составляет 158 $, причем пре­ вышение оплаты труда в промышленности, по сравнению, например, с образованием состав­ ляет почти 2 раза.

 

Средняя заработная плата по секторам экономики ЗАТО Железногорск

Показатели

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год ( план)

Среднемесячная начисленная заработ­ ная плата, $

78

95

126

158

181

а) в материальном производстве, $:

99

111

138

175

204

- промышленность, $

117

139

162

206

236

- сельское хозяйство, $

56

75

98

115

98

- транспорт, $

86

ПО

144

185

173

- торговля и общественное питание, $

50

58

77

80

93

б) в непроизводственной сфере, $:

63

74

108

144

160

- жилищно-коммунальное хозяйство, $

68

91

117

134

129

- здравоохранение, $

55

64

95

145

146

- образование, $

47

54

78

108

120

Последние 10 лет были не только временем выработки опыта функционирования ос­ новных предприятий города в рыночных условиях, но и временем интенсивного поиска но­ вых, нетрадиционных сфер деятельности. Специфика «закрытого» города в сочетании с осо­бенностями градообразующих производств определила условия для создания новых произ­водств, выражающиеся, например, в уровне активности предприятий по коммерциализации технологий.

Анализируя ситуацию по созданию новых производств в ЗАТО Железногорск, можно выделить направления - «точки роста» - вокруг которых возникают новые бизнесы:

1) проекты, связанные с коммерциализацией технологий на градообразующих пред­ приятиях (выделение в новые юридические лица), в том числе, создание наукоемких произ­ водств;

•  проекты, реализуемые в рамках Программы развития;

•  проекты, создаваемые в результаты деятельности международных программ ( NCI );

•  проекты - дочерние предприятия, филиалы - краевых и российских предприятий.

Примечание: Необходимо отметить, что многие проекты получали финансирование по нескольким источникам, являясь одновременно и проектом, реализуемым градообразующим предприятием, и проектом по Программе развития.

 

Опыт создания новых производств на градообразующих предприятиях

В настоящее время в ходе проходящей конверсии на ФГУП ГХК развиваются проек­ ты, из которых наиболее значимыми являются:

•  производство сталеалюминиевых электродов для алюминиевой промышленности на Ремонтно-механическом заводе;

•  опытно-промышленное производство нетканых пористых биологически активных ранозаживляющих покрытий в Радиационно-технологическом центре;

•  производство твердого радонового концентрата и генераторов радона в Радиацион­ но-технологическом центре;

•  опытно-промышленное производство биологически активных экстрактов из расти тельного сырья и стимулятора роста растений на Изотопно-химическим заводе.

Так, например, по первому проекту, осуществляемому на базе Ремонтно- механического завода (структурного подразделения ФГУП ГХК), наряду с основной продук­цией - сталеалюмиевыми электродами, осуществляется выпуск широкой номенклатуры обо­ рудования и запасных частей для алюминиевой промышленности (более двух десятков на именований). Общая сумма инвестиций по проекту составляет ~ 2,5 млн. $, причем за счет средств Программы развития профинансировано около 1 млн. $. и в 2003 году будет допол­ нительно выделено более 400 тыс. $.

Радиационно-технологический центр (РТЦ ГХК) также является структурным подраз­ делением ГХК, однако, его деятельность не связана с обеспечением работы основного ком­бината. На базе РТЦ осуществляется развитие производственного комплекса по выпуску продукции медицинского назначения. Уже существует и развивается производство твердого концентрата радона (ТРК), генераторов радона и нетканого перевязочного материала «Альгипор», также проводится оказание услуг по радиационной стерилизации и обработке мате­ риалов и изделий. Основными потребителями расходных медицинских и перевязочных мате­ риалов являются лечебные и лечебно-профилактические учреждения.

На ФГУП ГХК выделение отдельных технологий в самостоятельные бизнесы реализу­ ется недостаточно активно, и проекты, как правило, внедряются в рамках структурных под­разделений существующего юридического лица. Для реализуемых проектов характерно на­личие общих для ЗАТО Железногорск проблем, в первую очередь, связанных со слабой про­ работкой рынка (проблемы с реализацией альгипора), продлением сроков реализации проекта (низкие темпы строительно-монтажных работ) на РМЗ.

Таким образом, создание нового бизнеса в рамках ФГУП ГХК - это снижение финан­совых рисков в период запуска проекта, решение проблемы низкой рентабельности произ­ водства, возможности поддержания деятельности за счет перераспределения финансовых по­ токов базового производства. По мнению ФГУП ГХК, развитие данных проектов не сможет полноценно компенсировать проблемы, которые возникнут на предприятии в связи с оста­новкой реактора и выводом работающего персонала с атомного производства. Поэтому ос­новной упор в стратегии ФГУП ГХК делается на развитие проектов федерального уров­ня/масштаба (более подробно о стратегии ФГУП ГХК см. Отчет «Расширение действующего производственного потенциала»). Учитывая относительную стабильность в области феде­рального финансирования, можно говорить о потенциально возможном развитии новых про­изводств - технологических переделов для ФГУП ГХК.

Другая ситуация на ФГУП НПО ПМ. Изначально стратегия развития ФГУП НПО ПМ предусматривала выделение отдельных направлений видов деятельности в самостоятельные (дочерние) предприятия, и в результате были созданы успешно работающие в рыночных условиях компании, в том числе «НПО ПМ Развитие» и другие дочерние предприятия ФГУП НПО ПМ.

ОАО "Прикладная механика Телеком" было создано в сентябре 1992 года с целью реализации коммерческих и международных проектов в области космических систем связи, ретрансляции, навигации и геодезии. В настоящее время в рамках деятельности ОАО «При­ ма Телеком» можно выделить три основных направления, а именно, финансово- инвестиционная, производственная и операторская деятельность. В производственной сфере основным направлением является изготовление и поставка оборудования для профессио­ нального приема спутникового телевидения, антенно-фидерных устройств и аппаратуры для телерадиовещания и связи, а также эксплуатация сетей кабельного телевидения.

В июле 2001 г. ОАО "Прима Телеком" становится победителем открытого конкурса на поставку оборудования для реализации мероприятий краевой целевой программы "Модерни­ зация и развитие телерадиовещания Красноярского края на 2001 - 2005 годы" на сумму свы­ше 16 млн. руб. Предприятие является «лидером» в своей отрасли, как по уровню показате­ лей эффективности производства, так и по темпам роста.

Другим проектом, реализуемым ФГУП НПО ПМ в рамках процесса выделения до­черних предприятий, является Государственное унитарное предприятие «НПО ПМ - Разви­тие» (сейчас ОАО «НПО ПМ-Развитие»), которое было создано в 1997 году. Основными на­ правлениями деятельности предприятия являются: производство эфирных и спутниковых ан­ тенн большого диаметра и другого оборудования спутниковых станций; производство прие мо-передающих центров и систем коллективного приема телевидения; производство систем кабельного телевидения.

В настоящее время предприятие осуществляет реализацию нового проекта по назем­ ным антенным системам и модулям VME : завершена разработка проектно-сметной докумен­ тации, начата реконструкция производственного помещения, проводятся работы по подго­товке документов для приобретения оборудования.

Таким образом, на ФГУП НПО ПМ существует более благоприятная ситуация по воз­ можному выделению наукоемких технологий в отдельные бизнес-единицы и созданию новых юридических лиц. Во-первых, есть положительный опыт подобного выделения, во-вторых, предприятие является в меньшей степени зависимым от федерального финансирования (су­ществует коммерческий пакет заказов, его доля растет).

В строительной отрасли перспективы развития связывают с работами по строительст­ву федеральных объектов ГХК, в меньшей степени - с работами по Красноярскому краю (жилищное строительство и пр.)

Таким образом, перспективы создания новых производств на градообразующих пред­ приятиях связаны с развитием наукоемких технологий в рамках уже существующих Про­ грамм (планов), финансируемых преимущественно за счет средств федерального бюджета.

 

Проекты/предприятия, создаваемые в рамках Программы развития

Можно выделить несколько приоритетных направлений Программы развития:

•  создание новых производств;

•  внедрение энергосберегающих технологий;

•  социальные проекты.

Мероприятия Программы развития направлены в первую очередь на проекты, ре­ шающие приоритетные задачи города по обеспечению надежного теплоснабжения промыш­ ленных объектов и жилого сектора, внедрению энергосберегающих технологий и поддержа­ нию городской инфрастуктуры. Для этого по программе профинансированы «Мероприятия по обеспечению надежности систем тепловодоснабжения и канализации» и «Внедрение энер­госберегающих и теплосберегающих технологий на объектах муниципальной собственности» на общую сумму 6 млн. долл. и уровень финансирования на протяжении 2000-2002 гг. со­ставляет около 20 %.

Анализируя структуру вложений по годам, можно отметить, что в 2000 году основны­ ми направлениями для инвестиций по Программе были проекты, относящиеся к группе «про­ изводство» и «пищевая промышленность», объем финансирования которых составил 34 % и 37 % соответственно.

В связи с высокой бюджетной эффективностью проектов «пищевой промышленности» (76 % от общей суммы в 2000 г.), в 2001 году 61 % от общей суммы инвестиций было на­ правлено в проекты по данному направлению. В результате по итогам 2001 года по направ­лению «пищевая промышленность» было уплачено налогов 97 % от общей суммы налогов.

В 2002 году приоритеты инвестирования сместились в сторону производства промыш­ ленной продукции, и объем вложения составил 55 % от общей суммы. В 2002 году по на­ правлению «производство» было создано 78% рабочих мест от общего количества созданных по Программе.

В целом за 2000-2002 гг. в рамках Программы развития было профинансировано 26 мероприятий на общую сумму 29 млн. долл.

За 2000-2002 гг. предприятиями Программы развития уплачено налогов на сумму око­ ло 7 млн. долл., создано 927 новых рабочих мест.

Для большинства опрошенных предприятий доступ к дополнительным заемным средствам требует определенных усилий. Среди факторов, оказывающих влияние на воз­можность получения заемных средств и скорость их получения, большинством предпри­нимателей как наиболее значимые были названы:

•  наличие ликвидного обеспечения;

•  высокая стоимость кредитных ресурсов;

•  краткосрочный характер кредитов.

Высокое влияние на формирование такой ситуации оказывает недостаточное раз­витие программ/организаций льготного кредитования малого и среднего бизнеса.

 

Энергетическое обеспечение

Состояние теплоснабжения

В основном теплоснабжение ЗАТО Железногорск и его промышленных предпри­ ятий осуществляется теплоисточниками ФГУП ГХК. Основным надежным источником теплоснабжения города является работающий реактор АДЭ-2. В периоды ППР реактора теплоснабжение обеспечивается мазутной котельной № 1, угольной котельной № 2 и кот­лом ПК-23. Котельная № 2 ГХК обеспечивает теплоснабжение площадки завода по реге­нерации топлива (РТ-2) и передачу тепла в подгорную часть ГХК на АТЭЦ.

В зимний период при низких температурах наружного воздуха при пиковых на­ грузках возникает дефицит тепловой энергии, отпускаемой существующими источниками тепла ГХК. Мощности котельных № 1 и № 2 ГХК, котла ПК-23 обеспечивают нагрузки городских и промышленных потребителей без дефицита до -25°С. В интервале темпера­ тур от -25°С до расчетной -40°С дефицит достигает 160 Гкал/ч.

Для уменьшения дефицита тепла осуществляется реконструкция котельной № 1, что позволит обеспечить нормальное теплоснабжение до температуры воздуха -35°С.

В связи с предстоящей остановкой реактора АДЭ-2 ГХК (2007-2010 г.г.), для обес­печения потребностей в тепле промышленных предприятий и города после остановки ре­ актора и для снижения доли тепла, вырабатываемого на дорогостоящем мазуте, необхо­ димо строительство нового базового энергоисточника.

Котельная №1 ФГУП ГХК работает в резервно-пиковом режиме. Разработана ра­бочая документация на реконструкцию котельной с увеличением ее установленной мощ­ ности на 130 Гкал/ч (замена двух паровых котлов на водогрейные большей мощности) и начаты работы по реконструкции.

 

Данные о существующих тепловых сетях

Тепловые потребители ЗАТО Железногорск получают тепло от разных тепловых источников и объединены в две централизованные системы теплоснабжения.

Большая часть потребителей (около 80|Уо) получает тепло от ТЭЦ-120 ФГУП ГХК и котельной №1 ФГУП ГХК; остальные 20% получают тепло от котельных, принадлежащих МУП «Гортеплоэнерго». Доля потребителей с индивидуальными источниками тепла не­ значительна.

Для потребителей, получающих тепло от источников ФГУП ГХК:

•  ТЭЦ-120 может передать по трубопроводам на насосную станцию (об. 325-Т) мощность, равную 310 Гкал/ч;

•  котельная №1 ФГУП ГХК может передать на насосную станцию (об. 325-Т) мощность, равную 240 Гкал/ч;

•  от насосной станции тепловая энергия передаётся в охватывающую весь город кольцевую тепловую сеть диаметром 600-700 мм длиной около 15 км.

Теплоносителем в сетях является вода с параметрами 150/70 ° С. Система тепло­ снабжения открытая.

Для потребителей, получающих тепло от источников МУП «Гортеплоэнерго»:

•  котельные №№ 1 и 5 МУП «Гортеплоэнерго» соединены между собой теплопро­водами и обеспечивают отпуск около 50 Гкал/ч по теплоносителю вода для потребителей, расположенных в районе котельных;

•  для потребителей, расположенных в пос. Первомайский, теплоснабжение осу ществляется от пароводяной бойлерной; пар в бойлерную в количестве 30 Гкал/ч подаётся от котельных №№ 1 и 5 МУП «Гортеплоэнерго»;

•  котельные №№ 1и 5 МУП «Гортеплоэнерго» снабжают технологическим паром промышленных потребителей, расположенных в районе котельных.

Теплоносителем в сетях является вода с параметрами 95/70 ° С.

По территории города проложено в каналах 25,8 км магистральных теплопроводов диаметром от 200 до 700 мм. Кроме этого, 24,6 км магистральных трубопроводов тех же диаметров проложено над землей.

В связи с предстоящей остановкой реактора АДЭ-2 ГХК городу необходимо строи­ тельство нового базового энергоисточника.

По техническому заданию ФГУП «Горно-химический комбинат» КГПИИ ВНИ-ПИЭТ разработал «Инвестиционный замысел вариантов энергозамещения выбывающих мощностей реактора АДЭ-2», в котором были рассмотрены четыре варианта энергозаме щения: Сосновоборская ТЭЦ, подземная атомная ТЭЦ, ТЭЦ ГХК, электробойлерные.

После рассмотрения проработанных вариантов энергозамещения для дальнейшего проектирования выбран вариант создания энергозамещающей ТЭЦ на угле.

27 февраля 2001 г. в Минатоме России состоялось заседание Коллегии по вопросу «О замещающих мощностях на СХК (г. Северск) и ГХК (г. Железногорск)». На Коллегии было принято положительное Решение о строительстве источника тепловой и электриче­ ской энергии на органическом топливе. Создано Федеральное государственное унитарное дочернее предприятие «Дирекция строящейся ТЭЦ».

Сооружение теплозамещающего источника планируется выполнить поэтапно:

•  первая очередь (в объёме теплозамещения реактора) в период 2002-2006 г.г. с долевым участием финансирования за счёт американской стороны;

•  вторая очередь (полное развитие) - 2010 г. за счёт привлечения средств ЗАТО Железногорск, ФГУП ГХК, Минатома РФ и других источников финансирования.

К концу 2006 г. предполагается сооружение первой очереди ТЭЦ. Установленная мощность станции: электрическая - 117 МВт; тепловая - 193 + 4x95 = 573 Гкал/ч. Полез­ный отпуск тепла - 386 Гкал/ч (собственные нужды - 92 Гкал/ч, выполнение ГШР - 95 Гкал/ч).

Стоимость строительства первой очереди ТЭЦ в объёме 2006 г. составит 13,4 млрд. руб.

Годовой отпуск тепла: - ТЭЦ ГХК - 1393,8 тыс. Гкал; АДЭ-2 - 1210,0 тыс. Гкал (по данным за 2000 г.). При этом реактор АДЭ-2 замещается по теплу, частично по элек­ троэнергии.

Вариант энергозамещения реактора в составе: 1 энергоблок и 3 котла низкого дав­ления предложен для финансирования американской стороне.

Приказом Министра РФ по Атомной энергии от 29 апреля 2002 г. № 214 функции по контролю и координации хода выполнения работ по созданию замещающих источни­ ков тепловой и электрической энергии возлагаются на ФГУП «ИСК Росатомстрой», а Распоряжением от 15.10.2002г. № 330-р функции заказчика-застройщика возложены на ФГУП «ИСК «Росатомстрой».

 

Энергоресурсообеспечение

С целью снижения расходов бюджета ЗАТО Железногорск, организаций, предпри­ ятий и населения на топливо, тепловую и электрическую энергию при одновременном по­ вышении качества и надежности теплоэнергосбережения, решением городского Совета от 25 апреля 2002 г. N 16-177Р утверждена городская целевая Программа "Повышение эф фективности энергоресурсообеспечения бюджетной сферы и жилищно - коммунального хозяйства г. Железногорск до 2005 года".

Программа направлена на достижение конкретных целей энергосберегающей по­литики Администрации ЗАТО Железногорск:

•  внедрение приборного учета и систем регулирования потребления ТЭР органи­ зациями бюджетной сферы и ЖКХ, организацию взаиморасчетов по показаниям прибо­ ров;

•  реализация комплекса мер по энергосбережению,

•  создание экономического механизма, стимулирующего процесс энергосбереже­ ния;

•  совершенствование системы тарифов, направленной на энергосбережение;

•  оздоровление экологической обстановки города путем минимизации воздейст вий энергоисточников на окружающую среду.

При разработке Программы были рассмотрены четыре основные группы потреби­телей тепловой энергии: объекты бюджетной сферы, жилищный фонд, промышленные потребители и коммерческий сектор.

Бюджетная сфера по приоритетности энергосбережения относится к первой группе потребителей. Энергосбережение в данном секторе обеспечивает наибольший эффект и непосредственно сокращает расходы бюджета города. Жилищный фонд по уровню потен­ циала энергосбережения, степени влияния на расходы городского бюджета и благосостоя­ ние населения можно отнести ко второй приоритетной группе потребителей. Промыш­ленные потребители отнесены к третьей группе по приоритетности. Коммерческий сектор по приоритетности четвертая группа потребителей.

 

Этапы реализации программы

Первый этап. Проведение энергетических обследований муниципальных источни­ ков и паспортизация муниципального жилищного фонда. Установка приборов учета на зданиях жилищно-коммунального хозяйства площадью более 4000 кв. м (с окупаемостью узлов учета в течение одного, двух отопительных сезонов). В области электроэнергетики задачами первого этапа являются проведение энергоаудиторных мероприятий и организа­ ция зон высокой энергетической эффективности.

Второй этап. Последующее оснащение жилищного фонда приборами учета с ис­ пользованием средств, полученных из других, кроме целевых средств городского бюдже­ та, источников. В области электроэнергетики работами второго этапа является выполне­ ние работ программы, указанных в плане мероприятий.

В результате выполнения мероприятий Программы предполагается получить зна­чительный экономический и социальный эффект:

•  установка приборов учета тепловой энергии на объектах, финансируемых из бюджета города, позволит определить фактическое количество потребляемой тепловой энергии;

•  установка индивидуальных тепловых пунктов теплопотребления позволит улучшить качество теплоснабжения, ликвидировать нерациональное потребление тепло­ вой энергии;

•  реконструкция и наладка тепловых узлов для обеспечения эффективного тепло­снабжения улучшат качество теплоснабжения объектов бюджетной сферы, жилого секто ра и обеспечат комфорт в помещениях;

•  разработка нормативной и методической базы энергосбережения повысит ответ­ ственность и экономическую заинтересованность в энергосбережении всех субъектов, системы производства энергии, ее транспорта и потребления;

•  определение баланса энергообеспечения города позволит определить фактиче­ скую мощность всех источников тепловой энергии, потерь на транспорте и присоединен­ ных нагрузок, что даст возможность оптимизировать схемы энергоснабжения города;

•  оптимизация схем электроснабжения города позволит сократить потери в сетях всех уровней на 10-15 %;

•  оптимизация схем теплоснабжения города приведет к более равномерному рас­ пределению тепловой энергии между потребителями;

•  внедрение систем управления насосных станций, котельных и тепловых сетей на базе использования частотного регулирования приводов снизит энергопотребление в часы минимальной нагрузки, позволит регулировать режимы тепловых сетей;

•  подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области энергосбережения позволит подготовить специалистов по вопросам энергосбережения и персонала связанного с обслуживанием приборов учета и систем регулирования тепловой
энергии.

Финансирование работ по энергосбережению в рамках Программы развития про­ водится в соответствии с «Планом мероприятий по энергоресурсосбережению», утвер­ жденным решением городского Совета.

 

 

Муниципальный сектор экономики

Анализ муниципального сектора экономики ЗАТО Железногорск целесообразно проводить по следующим направлениям:

•  деятельность муниципальных предприятий;

•  деятельность хозяйственных обществ, участником которых является муници­ пальное образование - ЗАТО Железногорск;

•  эффективность использования арендного фонда;

4) эффективность использования имущества, предоставляемого в оперативное управление муниципальным учреждениям.

 

Деятельность муниципальных предприятий

В муниципальной собственности, по состоянию на конец 2002 года, находятся 28 муниципальных предприятий.

В общем объеме производства продукции, работ, услуг в целом по ЗАТО Железно­ горск доля объема производства муниципальных предприятий составляет примерно 12 %.

К основным жизнеобеспечивающим муниципальным предприятиям, дающим по­рядка 70% валового объема производства муниципального сектора и являющимися моно­ полистами в сфере предоставления жилищно-коммунальных и транспортных услуг ЗАТО Железногорск, относятся:

•  муниципальное унитарное предприятие «Городское жилищно-коммунальное управление» осуществляет содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фон­ да и объектов социально-культурной сферы;

•  муниципальное унитарное предприятие «Гортеплоэнерго» осуществляет водо­ снабжение и водоотведение, теплоснабжение и электроснабжение жилищного фонда;

•  муниципальное унитарное предприятие «Комбинат благоустройства» является единственным предприятием, осуществляющим работы по озеленению, содержанию го родских и загородных дорог и вывозу твердых бытовых отходов;

•  муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» является предприятием, осуществляющим виды работ вышеперечисленных трех предпри­ятий на территории поселка Подгорный;

•  муниципальное унитарное предприятие «Горэлектросеть» осуществляет элек­ троснабжение города и обслуживание городских электрических сетей.

•  транспортные потребности населения в пассажирских перевозках автотранспор­ том на территории ЗАТО Железногорск обеспечиваются муниципальным унитарным предприятием «Пассажирское автотранспортное предприятие», монополистом в данном секторе услуг населению.

Доля остальных муниципальных предприятий в структуре общих объемов по горо­ ду незначительна и имеет тенденцию к снижению. Так, доля муниципального сектора в общем объеме промышленной продукции (работ, услуг) за период 2000 - 2003 годы сни­ жается с 3,9 % до 2,6 %. Доля муниципального сектора в общем объеме розничной тор­ говли в ЗАТО Железногорск снизилась с 1,4 % в 2000 году до 1,0 % в 2003 году.

Направления уставной деятельности остальных 22 муниципальных предприятий весьма разнообразны. Посредством этих предприятий решаются самые различные задачи: предоставление качественных оздоровительных услуг, гарантированное и безопасное снабжение медикаментами, стирка и чистка белья, полиграфические услуги, обществен­ ное питание, связь, средства массовой информации и др. Муниципальные предприятия, как правило, единичны по виду деятельности. Экономический мониторинг за деятельно­ стью вышеуказанных предприятий, в условиях «уникальности» муниципальных предпри­ ятий и нецелесообразности создания «отраслевых» управлений затруднен.

Вступивший в силу 03.12.2002 г. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который наделил органы местного самоуправления значительными полномочиями не только контроля муници­ пальных предприятий, но и несвойственными им функциями управления коммерческими организациями (а муниципальные предприятия являются согласно ГК РФ коммерческими организациями). Возникает вопрос о балансе между эффективным управлением муници­ пальной собственностью и социальной функцией органов местного самоуправления. Оче­ видно и оправданно направить усилия на управление жизнеобеспечивающими муници­пальными предприятиями, социально-значимыми, выполняющими функции, которые мо­гут исполняться только государственными и муниципальными предприятиями.

Одним из вопросов, решение, которого необходимо при планировании развития ЗАТО Железногорск, является вопрос о необходимости существования, сфере деятельно­сти, количестве муниципальных унитарных предприятий и порядке управления ими.

 

Деятельность хозяйственных обществ, участником которых является муниципальное образование

В 2000 году в муниципальной собственности находились акции (доли, вклады) 11 предприятий, размер муниципальной собственности в уставных капиталах которых соста­ вил 853,2 тыс.$. В 2001 - 2002 годах в муниципальной собственности находились акции (доли, вклады) 12 предприятий, размер муниципальной собственности в уставных капита­ лах которых составил 1 844 тыс.$ в 2001 году и 2 350 тыс.$ в 2002 году.

На 2003 год планируется сокращение количества обществ, акции (доли) которых находятся в муниципальной собственности, до 10 предприятий. Размер муниципальной собственности в уставных капиталах предприятий составит в 2003 году 2 230 тыс.$.

Перечень коммерческих организаций, акции, доли, вклады которых находятся в муниципальной собственности, приведен в приложении.

Общая сумма инвестиций, направленных в хозяйственные общества, акции (доли) которых принадлежат муниципальному образованию, в 2000 году составила 4 156 тыс.$, в 2001 году - 4 753 тыс.$, в 2002 году - 163 тыс.$.

Прибыльным и устойчивым является только одно общество - ООО «Железногорскнефтепродукт». Показатели финансовой устойчивости остальных обществ имеют тен­ денцию к ухудшению. Существующая система управления долями (паями), акциями, в хозяйственных обществах, участником которых является ЗАТО, неэффективна и требует кардинального реформирования.

 

Эффективность использования арендного фонда

Фактические доходы в денежном выражении от сдачи в аренду нежилых помеще­ний, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО Железногорск, в 2000 году со­ ставили 245 тыс.$, в 2001 году - 333 тыс.$, в 2002 году - 454 тыс.$.

По сравнению с 2000 годом доходы от сдачи в аренду увеличились почти в 2,1 раза, а по сравнению с 2001 годом - в 1,5 раза.

По состоянию на 26.03.2003 г. площадь муниципальных помещений, переданных в аренду или безвозмездное пользование, составляет 200 248 кв.м., в том числе:

•  по договорам безвозмездного пользования - 127 276 кв.м.;

•  по договорам аренды - 72 522 кв.м.

При ускоренной амортизации, равной 20 годам, и условной средней стоимости но­ вого строительства 1 кв.м. строения, равной 250 $ (в 2003 г.) амортизационные отчисления

за площади, сданные в аренду, должны были составить в 2003 году около 1 млн.$ в год, или около 80 тыс.$ в месяц.

Предполагаемое поступление арендной платы, исходя из счетов, выставленных в марте (около 70 тыс.$) и улучшений муниципального имущества в виде капитального ре­ монта арендуемых помещений (11 тыс.$ в месяц), составляет « 80 тыс.$, что в 1,05 раза превышает сумму ускоренной амортизации. И это в условиях предоставления льгот (по данным 2002 года льгота в среднем составляла чуть более 1000 $ в месяц).

В 2002 году средняя ставка арендной платы за 1 кв. м. муниципальных нежилых помещений составила 5,6 $ в год, тогда как стоимость аренды помещений частных собст­ венников в центре города составляет около 30 $ за квадратный метр.

В условиях развития рыночных отношений на рынке недвижимости существующая методика расчета арендной платы приводит к недополучению бюджетом ЗАТО доходов от арендных платежей от пользования муниципальными объектами недвижимости.

Сравнение площадей муниципальных помещений, переданных в аренду и безвоз­мездное пользование (см. выше), не в пользу коммерческой аренды: площадь помещений, предоставляемых в безвозмездное пользование, в 1,75 раза превышает площадь помеще­ ний, предоставляемых по договорам аренды.

Одна из причин - отсутствие принципов определения пределов социального ис­пользования объектов муниципальной недвижимости (предоставление льгот и передачи в безвозмездное пользование).

 

Эффективность использования имущества, предоставляемого в оперативное управление муниципальным учреждениям

В муниципальной собственности, по состоянию на конец 2002 года, находятся 54 муниципальных учреждения.

Закрепление зданий, помещений за муниципальными учреждениями на праве опе­ративного управления в основном произведено по факту фактического использования. Процесс перераспределения и изъятия площадей в муниципальных учреждениях не пла­ номерен, отсутствует долгосрочные прогнозы потребностей.

Основная проблема состоит в отсутствии принципов определения пределов соци­ ального использования объектов муниципальной недвижимости для целей закрепления на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

Одной из важнейших задач органов местного самоуправления города является обеспечение функционирования жилищно-коммунального комплекса. Надежная работа ЖКХ, т.е. устойчивая подача воды, тепла, электричества, качественное обслуживание жилья, связана с обеспечением стабильного финансирования отрасли, которое осуществляется из двух источников: платежи населения и дотации из местного бюджета.

Общая площадь жилищного фонда ЗАТО Железногорск составляет 2022 тыс. кв. м. Уровень обеспеченности жильем жителей составляет 19,6 кв. м общей площади жилья на одного человека при социальной норме площади жилья 18 кв. м.

В таблицах, приведенных ниже, представлены данные, характеризующие жилищный фонд ЗАТО Железногорск в жилых зданиях и общежитиях.

 

Структура жилищного фонда ЗАТО Железногорск по видам собственности

Форма собственности

Общая пло­ щадь, тыс. кв. м

% к общей площади

Кол-во домов

Кол-во квартир (из них прива­ тизированных)

Муниципальная, в т.ч. общежития

609,3 14,2

30,2

X

 

Государственная, в т.ч. общежития

61,4 22,2

3,0

X

 

Смешанная

8,7

0,4

X

 

Частная

1342,4

66,4

X

 

Всего:

2021,8

100

1669

37 964 \ 28 837

Из общего числа домов в ЗАТО количество частных домов в г.Железногорске составляет 373 ед, в п. Подгорный -2 ед, в поселках сельской местности - 291 ед.

Как видно из таблицы 32 жилищный фонд, находящийся в частной собственности, составляет 66,4 % от общего жилищного фонда, жилищно-строительные кооперативы или товарищества собственников жилья в городе в настоящее время отсутствуют. Государственный жилищный фонд, находившийся в ведении градообразующих предприятий - ФГУП ГХК и ФГУП НПО ПМ составляет незначительную часть и, возможно, в дальнейшем будет полностью передан в муниципальную собственность.

Город Железногорск характеризуется высокой плотностью застройки жилищного фонда, преобладает крупнопанельная и кирпичная жилая застройка (5-ти, 9-ти этажные здания) с объектами соцкультбыта. Муниципальный жилищный фонд города Железногорск находится в управлении и на балансе муниципального унитарного предприятия «Городское жилищно-коммунальное управление». Численность населения, проживающего в жилищном фонде, находящемся на балансе МУП «ГЖКУ», составляет 87,709 тыс. чел.

 

Структура жилищного фонда, находящегося на балансе МУП «ГЖКУ», по видам собственности

Показатели

Общая площадь, тыс. кв. м

% к об­ щей площади

Кол-во домов

Кол-во квартир (из них приватизи­ рованных)

Всего, в т.ч.:

1 850,4

X

751

34 520 / 23 894

- частная (приватизировано)

1234,6

66,7

X

 

- общежития

14,1

0,76

9

 

-государственная

6,7

0,36

1

108 (дом военных на обслу­ живании ГЖКУ)

Весь жилищный фонд города (98 %) представляют полностью благоустроенные жилые здания с центральным отоплением и горячим водоснабжением, водопроводом и канализацией. Подавляющее большинство жилых зданий (86 %) имеют срок эксплуатации более 20 лет.

 

Структура жилищного фонда, находящегося на балансе МУП «ГЖКУ» по типу и срокам эксплуатации жилых зданий

 

 

Количество жилых зданий со сроком эксплуатации

Всего

Тип зданий

более 20 лет

10-20 лет

5 - 10 лет

до 5 лет

Панельные

190

66

23

9

288

Кирпичные

237

2

X

1

240

Деревянные

215

X

X

X

215

Всего

642

68

23

10

743

В системе жилищно-коммунального хозяйства города работают пять организаций муниципальной формы собственности: МУП «ГЖКУ», МУП «ЖКХ», МУП «Гортепло энерго», МУП «Горэлектросеть», МУП «КБУ». Характеристика деятельности данных предприятий содержится в предыдущем разделе.

 

Технические показатели жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Железногорск

Наименование показателя

ЗАТО Железногорск

Протяженность электрических сетей, км

753

Протяженность тепловых сетей, км

182,2

Протяженность водопроводных сетей, км

221,6

Протяженность канализационных сетей, км

167,9

Количество ТП (трансформаторных подстанций), шт.

295

Количество котельных, шт.

8

Теплоснабжение объектов жилищного фонда, соцкультбыта и промышленной зоны города осуществляется по магистральным и распределительным тепловым сетям. Основ­ ным источником тепловой энергии по городу является ФГУП ГХК.

Уровень благоустройства города выполнен на достаточно высоком уровне - заасфаль­ тированы дороги, проведено озеленение, выполнены ограждения.

 

Финансирование сферы жилищно-коммунальных услуг ЗАТО Железногорск

Жилищно-коммунальное хозяйство в настоящее время может иметь три источника финансирования: бюджетные средства; средства населения; заемные средства.

Основным источником финансирования ЖКХ города являются бюджетные средст­ва и средства населения; заемные средства до настоящего времени не использовались.

 

Доля финансирования ЖКХ в бюджете ЗАТО Железногорск за 2001-2002 гг.

 

Год

Утверждено по бюджету

Доля

Исполнение бюджета

Исполнение

Всего, тыс. $.

В т.ч. ЖКХ, тыс. $.

ЖКХ в

бюджете,

%

Всего, тыс. $.

В т.ч. ЖКХ, тыс. $.

бюджета по ЖКХ, %

2001

55,5

10,65

19,2

49,7

10,0

94

2002

61,3

11,7

19,1

54,66

9,85

84,2

Фактическое исполнение бюджета города в части финансирования ЖКХ за 2001 год составило 94,3 % от запланированного, в 2002 году - 84,2 %. Планируемые затраты на жилищно-коммунальное хозяйство составляют примерно пятую часть от бюджета всего муниципального образования. Данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне фи­ нансирования жилищно-коммунального хозяйства города. По факту происходит незначи­тельное увеличение объема денежных средств, фактически выделяемых на ЖКХ, что объ­ясняется ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Удельные расходы бюджета города на жилищно-коммунальное хозяйство, прихо­ дящиеся на одного жителя, составляли в 2001 г. 97$ в год и в 2002 г увеличились в 1,05 раза.

Финансирование МУП «ГЖКУ» осуществляется городским финансовым управле­нием Администрации. Контроль качества и объемов выполненных работ, оформление ак­ тов, являющихся основанием для расчетов между администрацией города и МУП «ГЖКУ» осуществляет Управление городского хозяйства (структурное подразделение администрации), которое осуществляет координацию и руководство жилищными, ком­мунальными и транспортными предприятиями города. Платежи населения за потреблен­ ное тепло, горячую холодную воду МУП «ГЖКУ» перечисляет на расчетный счет МУП «Гортеплоэнерго», за потребленную электроэнергию население платит напрямую в МУП «Горэлектросеть». Уровень платежей граждан за жилищные и коммунальные услуги в ЗАТО Железногорск составляет 90 %.

При расчете граждан за жилищно-коммунальные услуги им предоставляются льготы и субсидии в соответствии с федеральным, региональным и местным законодательством.

В таблице 37 представлены данные (МУП «ГЖКУ») о поступлении платежей населения и предоставлении субсидий и льгот за жилищно-коммунальные услуги.

 

Данные по платежам населения за жилищно-коммунальные услуги

Показатели

2001 год

2002 год

Структура платежей граждан за жилищно- коммунальные услуги:

 

 

Сумма поступлений, тыс.$.

2 520

3 845

Сумма задолженности, тыс.$.

480

534

Предоставление субсидий и льгот по жилищным и коммунальным услугам:

 

 

Количество семей, получивших субсидии

141

4 222

Общая сумма субсидий, тыс. $.

3

26

Кол-во жителей, получивших льготы, чел.

37 171

36 196

Общая сумма предоставленных льгот, тыс. $

506

662

 

 

Социальная ситуация

Финансовые и организационные ресурсы социальной сферы

Для полного анализа финансового обеспечения социальной сферы, первоначально необходимо качественно и количественно оценить уровень жизни на исследуемой терри­ тории. Это нужно для того, чтобы в правильном контексте трактовать показатели бюд­ жетной обеспеченности.

Оценка уровня жизни населения ЗАТО Железногорск проводилась с учетом ут­вержденного на территории края показателя «уровня малообеспеченности».

Индикатор обеспеченности населения по заработной плате, рассчитанный с по­ мощью стоимостного выражения уровня малообеспеченности, показал, что доходы работающего населения города даже в кризисный период 1998 - 1999 гг. остались существенно выше утвержденного в Красноярском крае уровня малообеспеченности.

 

Индикатор обеспеченности населения по средней заработной плате

Отрасль Показатели

Промышленность

Сельск. и лесное хоз-во

Строительство

Транспорт и связь

Торговля, общепит, непроизводственная сфера

Образование

Здравоохранение и социальная защита- населения

Культура

ЖКХ и бытовое об­ служивание

1998

Средняя заработная плата ($)

69

35,6

51,9

34,3

43,5

35,7

40,4

32,2

53,5

 

 

Уровень малообеспеченности

($)

19,7

 

 

Соотношение средней зара­ботной платы по отраслям и уровня малообеспеченности работающего (в %)

350

180

263

174

220

181

205

163

272

1999

Средняя заработная плата ($)

102,9

51,2

63,9

70,8

45,4

41,4

47,8

36,8

60

 

 

Уровень малообеспеченности

30,1

 

 

Соотношение средней зара­ботной платы по отраслям и уровня малообеспеченности работающего (в %)

342

169

212

235

151

135

158

122

199

2000

Средняя заработная плата ($)

134,3

72,3

80

95,2

56,3

52,2

57,6

45,8

87,7

 

 

Уровень малообеспеченности

Расчет не проводился

По официальным данным Госкомстата России уровень бедности, то есть числен­ность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в Красноярском крае в 1998 г. составила 21,5 %, в 1999 г. - 25,1 %, в 2000 г. - 23,7 %, в 2001 г. - 25 %, 2002 г.-27 %.

Показатели числа малоимущих получателей различных видов социальной помощи, представленные в городских программах социальной защиты населения ЗАТО Железно- горек за 1998 - 2002 гг. (Таблица 39), говорят о том, что реальный уровень бедности в го­ роде приближается к оценке Госкомстата России.

 

Малоимущие граждане, состоящие на учете в учреждениях социальной защиты населения ЗАТО Железногорск

 

 

 

 

 

 

 

 

Период

Пенсионеры, чьи доходь ниже установ ленного уров ня малообес печенности (чел.)

Одинокие пенсионеры и семейные пары из граждан пенс, возрас­ та (чел.)

Инвалиды 1, 2 гр (чел.)

Дети- инвалиды (чел.)

Дети- сироты (чел.)

Малообес­ печенные семьи (чел.)

Неблаго­получные семьи с детьми

чел.)

Итого, состоящих на учете мало­ обеспеченных граждан

Чел.

% ко всем состоящим на учете гражданам

% ко все­ му насе­ лению

1998

7130

2780

2442

326

320

1848

нет дан­ ных

14846

24,2

14,7

1999

16440

2900

2742

329

330

2205

нет дан­ ных

24946

34,9

24,4

2000

13806

2900

2700

376

334

2370

950

23436

30,2

22,9

2001

14345

2930

ЗОН

384

341

2405

985

26796

32

26

2002

16876

2923

3704

395

347

2489

997

27560

32,3

26,8

На основании этих данных можно считать, что зона риска бедности в Железногорске значительно уже, чем в целом по России. Определенная опасность попадания в эту зону сохраняется:

•  для пенсионеров с минимальной пенсией;

•  семей с детьми (прежде всего из числа работников бюджетной сферы и низко­
оплачиваемых рабочих);

•  семей с детьми-инвалидами;

•  семей, в которых один из родителей (или оба) - инвалид;

•  семей, в которых есть безработные граждане, не получающие пособие по безра­ ботице;

•  семей социального риска.

Эти группы населения вызывают необходимость особого внимания со стороны ор­ ганов социальной защиты.

С учетом данных, полученных в ходе анализа уровня жизни населения, была про­ведена оценка уровня бюджетной обеспеченности социальной сферы. Анализировалась структура расходов городского бюджета на комплекс отраслей социальной сферы.

Бюджет ЗАТО Железногорск в 2002 г. по расходам составил 54662 $, в том числе, на комплекс отраслей социальной сферы приходилось:

•  по разделу «образование» - 14817 $ (27 % от всего бюджета);

•  по разделу «культура» - 1978,6 $ (4 % от всего бюджета);

•  по разделу «здравоохранение» - 6922,9 $ (13 % от всего бюджета);

•  по разделу «социальная политика» - 2763 $ (5 % от всего бюджета).

Бюджет ЗАТО Железногорск в 2003 г. по расходам составляет 59113,5 $, в том числе, на комплекс отраслей социальной сферы приходится:

•  по разделу «образование» -16038,9 $ (27 % от всего бюджета);

•  по разделу «культура» - 2577,2 $ (4 % от всего бюджета);

•  по разделу «здравоохранение» - 8011,5 $ (14 % от всего бюджета);

•  по разделу «социальная политика» - 4832,2 $ (8 % от всего бюджета).

 

Доля расходов на отрасли социальной сферы в общих бюджетных расходах

Статья

2002 г.

2003 г. план

ВСЕГО расходы бюджета, $

54662

59113,5

Образование, %

27,11

27,13

Культура, искусство и кинематография, %

3,62

4,36

Здравоохранение, %

12,66

13,55

Социальная политика, %

5,05

8,17

ИТОГО: расходы на комплекс отраслей социальной сферы, %

48,45

53,22

 

 

Расходы бюджета по отраслям комплекса социальной сферы

Статья

2002 г.

2003 г. план

Образование

14817

16038,9

Культура, искусство и кинематография

1978,6

2577,2

Здравоохранение (в т.ч. физкультура и спорт)

6922,9

8011,5

Социальная политика (в т.ч. молодежная политика)

2763

4832,2

в т.ч.:

 

 

учреждения социальной защиты

264,9

309,4

программа социальной защиты населения (социальная помощь)

735,8

3204,1

Молодежная политика

60,1

31

Прочие мероприятия в области социальной политики

1277,3

878,5

пособия и компенсация на детей/государственные пособия граж­ данам, имеющим детей

424,9

409,1

ИТОГО расходы на комплекс отраслей социальной сферы (без ЖКХ)

26481,4

31459,8

ВСЕГО расходы бюджета

54662

59113,5

Подобное положение с обеспечением городских потребностей в области социаль­ной политики имеет как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, можно с полной уверенностью сказать, что городской бюджет социально ориентирован. В нем преобладают расходы на социальные отрасли, причем это происходит не от недостатка средств, как в ряде экономически депрессивных муници­ пальных образований, а из-за возможности исполнять многие федеральные социальные обязательства, которые на других территориях не исполняются. Отсюда большое разнооб­разие видов социальной помощи, предоставляемой населению через программу социаль­ной защиты населения.

Но, с другой стороны, существует риск скачкообразного снижения доходов город­ского бюджета в связи с сокращением федеральных отчислений, которое может произой­ти, в том числе, и за счет изменения схемы финансового обеспечения государственных социальных обязательств. Так, в 2001 г. из программы социальной защиты шли льготные категории, выделенные по профессиональному признаку (сотрудники суда, прокуратуры, налоговой полиции, таможни), соответственно снизились удельные расходы бюджета по отрасли «социальная политика» на душу населения.

Другой слабой стороной подобного финансирования отрасли «социальная полити­ка» является высокая степень монополизации услуг, которые предоставляются населению органами социальной защиты, как через свои учреждения, так и через разнообразные ви­ды социальных льгот. Слабость подобной схемы оказания социальных услуг заключается

 

Анализ отраслей социальной сферы

Социальная политика

Социальная помощь в ЗАТО Железногорск предоставляется с учетом двух подхо­дов: категориального и адресного.

Категориальный подход предусматривает обслуживание незащищенных категорий населения, утвержденных на федеральном, краевом и местном уровнях (выплаты пособий, компенсаций, льгот, оказание бесплатных услуг). Адресный подход подразумевает оказа­ ние помощи с учетом нуждаемости при определении права на помощь. Например, при предоставлении пособия в размере минимальной заработной платы пенсионерам - боль­ ным сахарным диабетом применяется оценка уровня их доходов. Данное пособие предос­ тавляется только малообеспеченным больным людям. Есть несколько льгот, которые так­ же предоставляются с учетом такого принципа «двойного фильтра» (в начале оценивается принадлежность к определенной категории, затем - доход семьи). Например, льгота по родительской плате за посещение ребенком ДДУ предоставляется только малообеспечен­ ным семьям, льгота по ремонту сложной бытовой техники - малобеспеченным пенсионе­ рам и инвалидам.

Статистика свидетельствует о том, что большая часть социальных программ, пре­доставляемых в городе, ориентирована все же не на самых бедных и социально уязвимых горожан.

Однако анализ действующих на территории города местных нормативных актов показал, что ни в одном из них не определено, что же подразумевают органы власти под адресной социальной поддержкой, какой критерий нуждаемости принимается во внима­ ние.

Основным недостатком социальной политики является отсутствие механизмов, способствующих преодоление иждивенческих настроений населения. Перечень основных проблем социальной политики:

•  низкий жизненный уровень;

•  недостаточное строительство нового жилья;

•  наркомания;

•  неудовлетворительное качество медицинского обслуживания;

•  проблематичное трудоустройство;

•  недостаточное количество мест отдыха;

•  отсутствие доверия между властью и населением;

•  проблемы в сфере образования.

САДОВЫЕ И ГАРАЖНЫЕ КООПЕРАТИВЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАТО ЖЕЛЕЗНОГОРСК
в 2005 году

На территории ЗАТО Железногорск располагаются:

1. 130 гаражных кооперативов с общей численностью 14.000 гаражей, принадлежащих гражданам. Площадь земельных участков под ними составляет 70 гектаров.

 По состоянию на 1 июля 2005 года,  к постановлениям администрации ЗАТО о предоставлении земельных участков под строительство и эксплуатацию гаражей выполнено было 3.200 межевых дел.

2. 57 садоводческих товариществ с численностью 19.852 садовых участка на общей площади 1.261,17 га. В том числе:

- на территории земель поселений 36 товариществ с численностью 11.366 участков на площади 678,45 га,
- за границами поселений 21 товарищество с численностью 8.486 участков на площади 582,72 га.
По состоянию на 1 июля 2005 года, к постановлениям администрации ЗАТО о предоставлении садовых участков в собственность выполнено 2.900 межевых дел.
По решению городского Совета от 25.11.2004 за №47-45Р «Об утверждении Положения «О порядке исчисления и уплаты арендной платы за землю на территории ЗАТО Железногорск», арендная плата за земельные участки, занятые индивидуальными гаражами, уплачивается в размере 3 рубля за квадратный метр в год.
По решению городского Совета от 25.11.2004 за №47-45Р «О внесении дополнений в Положение о местных налогах на территории ЗАТО Железногорск», ставки земельного налога устанавливаются:
- за земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные вне границ населенных пунктов, предоставленные гражданам для ведения садоводства, - в размере 38,88 рубля за гектар в год,
- за земельные участки сельскохозяйственного использования, расположенные в границах населенных пунктов, - в размере 0,31 рубля за квадратный метр в год.
Общая сумма уплаты налога за землю по садовым участкам, находящимся в собственности граждан, составляет 2.125,85 тысяч рублей в год. Арендная плата за земельные участки под гаражами составляет 2.100 тысяч рублей в год.
Общее количество земельных участков садов и гаражей, не прошедших межевание, составляет 27.750 единиц. Подготовка одного межевого дела в составе всего кооператива, с описанием границ земельного участка для постановки на государственный кадастровый учёт, и утверждением межевого дела в межрайонном отделе №1 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, будет стоить 1.500 рублей.
Общая стоимость выполнения межевых дел по садовым и гаражным участкам – для оформления документов на землю – ориентировочно составит 41.625 тысяч рублей. Срок окупаемости затрат на выполнение межевых дел на садовые и гаражные участки от поступления от них уплаты за землю – 10 лет. Необходимо отметить, что с 2006 года уплата земельного налога и арендная плата за землю на территории ЗАТО будет производиться от кадастровой оценки земельных участков.

 
Рассказать про это друзьям в:

Добавить комментарий

Внимание!
Перед публикацией комментарий проходит проверку.
В комментарии к материалу разрешено выражать свое отношение к тексту или событию в пристойной форме. В случае появления ненормативной лексики, перерастания комментирования в оскорбления и т.д., комментарии будет удаляться.
Если вы заметили сообщение с нарушением, нажмите возле него на кнопку с зеленым гоблином.
Давайте не будем сами себе злобными Буртинами

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >
Мы поддерживаем
РОСЖКХ
ЗАСТАВЬ КОММУНАЛЬЩИКОВ РАБОТАТЬ!

История Железногорска
18.11.1950
организована контора инженерных изысканий и буровых работ Управления строительства (КИИБР)

18.11.1952
введен в эксплуатацию кинотеатр "Спартак"

по материалам библиотеки им.Горького
Телепрограмма
Телепрограмма операторов г. Железногорск
КАБЕЛЬНЫЕ

ЭФИРНЫЕ
Погода в Железногорске
Погодный информер meteo26.ru




подробно
Остальное

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Выделить